Катарсис и драматическое искусство

05 сентября 2011

Как вы думаете, чем может быть драматическое искусство для зрителя? Вычитал интересную мысль в какой-то книге по йоге. И вот понеслось переписывание своими словами. :)

Драматическое искусство создает миф традиции

Не поняв всей трагической сущности Аристотелева космоса в его полноте, нельзя понять и того, как ему представлялась та трагедия, которую он видел на подмостках греческих театров!
Лосев
Аристотель, катарсис, драматическое искусство
Аристотель
Драматическое искусство - это сосредоточение мысли, концентрация внимания на каком-либо объекте, осуществляемая в состоянии гетерономного (подчинение своей воли какой-либо извне данной норме, в нашем случае динамичной форме - действию) погружения в саспенс (тревожное ожидание, стоит понимать как просто любое ожидание). Суть драматического зрелища заключается в пошаговой актуализации заложенных в человеческом подсознании архетипов и символов. Вначале в спектакле происходит визуализация и актуализация цветов, звуков, символов, отдельных мифологических образов, а затем – субъективное переживание основного мифа традиции, приводящее, через страх и жалость, к состоянию катарсиса.

Спектакль - как умный катарсис

Катарсис многие понимают как психическое или логическое очищение от аффектов, страстей, моральных норм, в результате этого переживания человек получает какое-то удовлетворение вплоть до биологического удовольствия. Я не считаю это неправильным, но в драматическом искусстве такие определения, по-моему, поверхностны и основанное на таком понимании искусство - низким. Доверимся лучше трактовке Лосевым катарсиса Аристотеля:
Катарсис в драматическом искусстве – это умное очищение, где ум – выше чувства и энергии. Это блаженное самодовление, наступающее после пережитого его разрушения, и есть подлинное "очищение", о котором говорит Аристотель. Очищение стало возможным только потому, что были факты или ужасающие факты, и вот теперь наступило освобождение от них. Но это стало возможным также и потому, что теперь, наконец-то, нет этих ужасающих фактов, и ум, очистившись от них, стал самим собою, утвердивши себя как чисто умную действительность. (с)
И далее: конечной целью драматического искусства является снятие у зрителя субъектно объектного дуализма и достижение им состояния единения или слияния с онтологической первоосновой мира и вообще всякого бытия.

Катарсис в драматическом искусстве на примере жизненного цикла бабочки "Монарх".

Стоит обратить внимание на такой термин как дуализм. Здесь я немного теряюсь, т.к. давно пытаюсь понять суть человеческого дуализма. Версий много: от духовного к физическому, от идеального к материальному, от божественного к животному, от доброго к злому, правильного к неправильному и т.д. Для меня это еще сложно, на уровне чувств. Но замечу, что без вот этого дуализма не было бы никакого драматического искусства, да и вообще не было бы такого явления в нашей жизни, как трагедия!

К чему же я пришел в своих размышлениях? Драматическое искусство в идеале должно "очищать" зрителя от трагедии, в которой он существует, - прояснять в катарсисе его переживания мифа. Весь фокус не в том, чтобы дать зрителю в театре трагедию, а наоборот, избавить его от нее. А может катарсис - это момент свершившегося перехода из "дисгармонического" состояния, заданного мифом традиции, в новое "гармоническое" состояние системы?
Чёрный квадрат, картина, Казимир Малевич, катарсис
Чёрный супрематический квадрат - картина Казимира Малевича
Буало пишет в «Поэтическом искусстве», что «ум никогда не чувствует себя более живо пораженным», чем в финале трагедий, когда «познанная истина меняет все», и эти строки никогда не упоминаются в перечне толкований катарсиса, хотя именно в них лучше всего формулируется та внезапность окончательного прояснения, которой должен завершаться хороший трагический сюжет по мнению двух лучших знатоков трагедии. Только такая поражающая умы развязка - трагический катарсис — может подарить зрителю безвредную радость сперва возбужденного самыми сильными средствами, а затем сполна удовлетворенного любопытства.
«Безвредная радость»: О трагическом катарсисе у Аристотеля. Е. Г. Рабинович


лягушка поделитесь кнопка Поделитесь ссылкой:

0 ответы :

Отправить комментарий