Спектакль Эдип

06 апреля 2011

Посмотрел в театре им. Горького спектакль "Эдип". Надо написать отзыв, т.к. есть несколько мыслей. Думаю: написать плохой отзыв или очень плохой. И вот почему. Очень сильно хотел попасть на этот спектакль просто от одного названия ("Эдип", "Гамлет" и еще несколько для меня как цветки, вопрос только есть ли там пыльца).

О билетах в театр, белорусских критиках и знакомых

Когда в очередной раз пришел в кассу за билетом, мне сказали, что все билеты на апрель месяц проданы. На март тоже не мог купить. Я конечно расстроился. Видано ли дело, чтобы мне-то и билетика не было! Вообще-то я крайне редко покупаю заранее билеты в театр, обычно прихожу в последнюю минуту и если даже аншлаг, то, как по мановению, находится, чуть ли не лично для меня, один единственный не проданный или сданный билетик. А тут понял, что ситуация складывается не в мою сторону, поэтому решил задействовать запасной вариант - что мне не хотелось. Позвонил товарищу, который работает в этом спектакле, с намеком как бы глянуть эту постановку, на которую, можно сказать, ажиотаж, - думаю, возник по причине того, что спектакль идет на малой сцене, где посадочных мест крайне мало. В итоге, я удачно оказался в зрительном зале. Стоит заметить, что у меня вроде как есть некое право бесплатно посещать некоторые театры, как студенту театрального факультета. Но этим правом давно не злоупотребляю, т.к. приходится делать виноватое лицо перед билетершами. Лучше уж пусть эти билетерши стоят с виноватыми лицами, если через 20 минут после начала ухожу. А вообще, с виноватыми лицами должны стоять художественные руководители театров, а не зрители и билетерши, - чего я, в принципе, и добиваюсь своим блогом. Но этого мне будет сложно достичь, если буду от кого-то зависеть, как, например, зависят наши уважаемые критики. Ведь они зависят не только от своих непосредственных начальников - редакторов и тех, у кого получают зарплату, но и от своих друзей в театрах, которым потом надо будет смотреть в глаза. От этого у нас в белорусском театре существует два вида критиков. Первые за одних пишут хорошо, вторые за остальных. Я же против всех!!! Хотя бы пытаюсь против всех ради театра. Правда, до поры до времени. Критика - это не мой хлеб и даже не хобби, а попытка что-то для себя понять, научиться думать в своей будущей профессии. Ох, как нашим театрам не хватает принципиального и независимого критика, которого бы ненавидели бы абсолютно все, но слушали! Вот от того, что с некоторыми людьми русского театра (неофициальное название НАДТ Горького) у меня есть знакомства, о некоторых моментах спектакля умолчу, т.к. вряд ли буду объективным. А в общем, постараюсь написать об этом "Эдипе" как можно хуже, тем более есть за что.
Хор спектакль Эдип
Хор в спектакле Эдип. Все фото взяты на сайте театра им. Горького: http://www.rustheatre.by 

Спектакль Эдип в театре им. Горького

Итак. Перед началом спектакля Борис Николаевич Луценко режиссер "Эдипа" выступил перед зрителями и в несколько словах рассказал о том, что зрители должны увидеть. С одной стороны, конечно, интересно было послушать фантазии мэтра белорусской режиссуры о театре и ожидаемом спектакле. С другой стороны, его обещание, что мы здесь и сейчас увидим настоящую трагедию, после спектакля показалось мне смешным. Постановка "Эдип" в театре им. Горького не по всем известной пьесе Софокла, а очередная вариация на эту тему, под авторством  Елены Минчуковой. И вот господин Луценко пытался заочно оправдать то, что там понаписали, и постарался объяснить, почему этот текст имеет право на существование в театре. Мол, Эдипа после Софокла "переписывали" несколько раз. Что можно на это сказать? Вспоминается древнегреческая поговорка: зачем писать, если все равно лучше Гомера не напишешь? Но конечно, есть все-таки и удачные примеры, когда мастера улучшали то, где в принципе улучшать уже не было чего. Как например это получилось у Шекспира с "Ромео и Джульеттой". Из популярной новеллы средневековья (вроде мыльного телесериала) сделал трагическую историю, два раза похоронив главных персонажей. Поэтому не будем ругать за то, что находятся люди, которые дерзают превзойти тысячелетние эталоны, но если их творения явно не дотягивают до величия прошлого, хвалить тоже не за что. Запомним главное, что пообещал Луценко - спектакль будет о прозрении - иначе, то выступление будет  пустословием, а не предисловием театрального режиссера. Вначале о хорошем, что было в спектакле. Оно было и как раз в первой половине. Меня сразу удалось вовлечь в действие. Подходящая атмосфера, оформление. Может мне показалось, но было видно, что актеры не просто живут на сцене, но думают о жизни своих персонажей. Крайне редко на минских сценах можно увидеть, чтобы актеры думали. А в наш век - это в театре особенно должно считаться за вершину актерского мастерства. Но этого было крайне мало, и здесь это отмечаю, только оттого, что во многих наших спектаклях это вообще отсутствует.
Спектакль Эдип в театре им. Горького
Лучший момент спектакля Эдип: в роли Тересия Валерий Шушкевич

Лучший момент в театре за последнее время

Не буду пересказывать, и останавливаться на деталях, но еще раз отмечу - зачин был хороший в спектакле, как в самой пьесе, так в режиссерских решениях и актерской игре: Эдип (Руслан Чернецкий)и Иокаста (Елена Внукова) заставили меня посмотреть на них. Что же с вами будет дальше? А дальше меня ждал момент, который я и сейчас вспоминаю. Ведь не так часто меня театр заставляет задуматься. Нет, думаю много и о многом, но это не благодаря театру, а скорее вопреки. А тут! Вот вам всем: и сильным и слабым, и умным и дуракам, и бедным и богатым, и добрым и злым, и избранным и рабам! Вы ничего не решаете - вы все куклы, даже нет, вы все засохшие деревяшки от сачка, которым кто-то ловит бабочек. Это был эпизод, когда Эдип пришел к Тересию (Валерий Шушкевич). О, это один из лучших моментов виденных мной в театре за последнее время. На этот спектакль стоит сходить даже ради одного этого эпизода. Молчание и отрешенность от мира Тересия, а потом безумие! И говорит, говорит… кричит, не Эдипу, а самому себе. Момент великого безумия, до этого пауза, и вот всем крикнуть! Но услышит ли кто? Прозреет ли Эдип? Вот какой себе вопрос задал. Я тогда потирал руки в предвкушении дальнейшего действия и задавал вопрос: неужели в Беларуси появились интересные для меня драматурги? Не верил себе, неужто что-то еще меня может тронуть в наших театрах? Да разве еще остались люди, которые умеют думать? У нас только на памятниках люди думают. Зритель во мне ликовал: выпустите меня из зрительного зала, а то заплачу, ну почти. Какое еще чудо можно ожидать в театре? Но дальше, дальше-то что? Все! чудес не бывает. Дальше на малой сцене развернулся телевизионный детективный сериал, с привкусом мыльной оперы. Ааа! Опять обманули. Ребята, работающие в театрах, прекращайте вы смотреть телевизор, этих упырей на Камеди-клаб и в "детективных" сериалах! Серьезно, может, хватит? Может пора заняться драматическим театром, а то, серьезно, скоро вообще перестану ходить в театры.


О драматургах, режиссерах, актерах и зрителях

Вся вина бездарной концовки на драматурге и режиссере! Во-первых, Елена Минчукова в драматургии чего-то не понимает. При том, что она прописала несколько очень удачных моментов, она совершенно не чувствует природы драматического действия. У любого действия должен быть конец! Даже совсем не обязательно начало и середина, но конец - всему творенью венец! Любая книжка "Для чайников: как написать сценарий или пьесу" вам скажет, что если вы точно не знаете чем закончиться ваша история - не беритесь за начало. А в этом "Эдипе" получилось, что вначале поднажали и оно, по закону инерции, покатилось. А потом отпустили, т.к. думали, что дальше само в гору взберется. А не тут-то было - получите удар силы равной расстоянию между вами и высотой, на которую подняли свою историю. В итоги действия нет, оно разбилось при падении. Далее мне интересно, как  умудряются наши маститые режиссеры ставить такие пьесы без концовки. Тоже ничего не понимают, что показательно!! Нет, показывать они умеют, но подозреваю, что для них еще больший секрет, чем для меня, над каким творением они трудятся. То, что там Борис Николаевич Луценко отстаивает право на другую интерпретацию, в этом с ним спорить не буду. Только скажу одно: никакой интерпретации, к сожалению, нет. Есть вариации, как мы провели летние каникулы, какую книгу читали и как бы мы сами ее написали. Софокл - это драма, это политическая наука, это человеческая психология, это если хотите - религия, а ваш Эдип без нескольких монологов - это хорошо написанное школьное сочинение. Интересно было понаблюдать за развитием игры актеров. Так хорошо они начали, интересно, с какой-то правильной уверенностью в себе. Но дальше, какая-та самодеятельность и совершенно не вписывающаяся импровизация, дабы занять время зрителя. А что им было играть, если даже драматург не знает, чем все заканчивается? Возможно поэтому, с середины спектакля это представление пошло как детективная история, а все закончилось мелодрамой. Где тут трагедия, которую мне обещали? Ой, не пускайте вы меня лучше в театры!!!  Вообще, издайте внутренне распоряжение по всем театрам Минска, чтобы меня не пускали в театры. Бо, чем чаще я посещаю театры, тем больше учусь и тем глубже начинаю понимать, какую ахинею показываете зрителю. Вы думаете, это я один такой умный в зрительном зале сижу? Перед мной сидели две женщины. И вот в эпизоде, когда Иокаста узнала, что Эдип ее сын, я не мог смотреть на сцену, на это бездарное переживание: чего? Да именно "Чего?". Посмотрел на тех женщин, так они  - хихикали. Хорошая же трагедия! Да, не зря доверился мнению тех женщин, ведь они на своем уровне почувствовали весь фарс и фальшь той мыльной сцены! Елене Минчуковой и Елене Внуковой наверное не хватило интуиции, чтобы понять свою женскую психологию, а зритель это все видит. Не все решает в театре интуиция - нужен еще интеллект, тем более в драматическом театре, и знание законов драмы. Руслан Чернецкий - нет, ничего не скажу, ни плохого ни хорошего. Как и о режиссере-стажере (Роман Дервоед) работавшем над этим спектаклям, т.к. несколькими словами перекинулся с ними лично.

Прозрение Эдипа у Софокла


Фрагмент из фильма режиссера Паоло Пазолини "Царь Эдип", 1967 год.
Пару слов скажу об Эдипе Софокла. Почему эта история в меня вселяет столько ужаса? Я читатель, к сожалению не зритель, уже с первых строк вижу персонажа, который стоит на краю пропасти, и знаю, в отличие от него, что ему надо будет прыгать туда. Никакого вопроса у меня не возникает: прыгнет или нет, случайно ли сорвется или сам, или помогут. Вопрос только: в своей погибели Эдип проявит себя как трус и тряпка или как сильный духом человек. Могут возникнуть другие вопросы о сущности этого человека (на то это великая драма), но главный вопрос будет непоколебим: кто такой Эдип, перед тысячекратно превосходящим  и невидимым противником? Высота и сила притяжения земли - устоит или нет? Упадет, но достойно ли? Выживет, но переживет ли, что другие не выжили ради которых он прыгал? И наконец, прозреет ли в своей жизни? Станет ли зрячим с выколотыми глазами? Эдип Софокла узрел! А вот Эдип в театре имени Горького как родился дураком, так дурнеем и помер…
Актер Руслан Чернецкий в роли Эдипа
Актер Руслан Чернецкий в роли Эдипа


лягушка поделитесь кнопка Поделитесь ссылкой:

5 ответы :

Анонимный
Молодой человек. И все же не так плох "Эдип" Е. Минчуковой, коль столько ему Вы уделили внимания. Думаю, что проблема в Вас. У Вас проблема с самооценкой и, конечно же, с собственной значимостью. Вы один из тех, кто обращает на себя внимание созданием искусственной индивидуальностьи. Когда все говорят на белый лист, что это "белое", Вы ,бесспорно, скажете, что это "Черное", в случае перемены всеобщего мнения - Вы тут же поменяете и мнение собственное. Ваш девиз - быть ни как все.( но и не самим собой). У Вас нет еще способов, средств и форм, чтобы самоутвердиться самому, поэтому Вы самоутверждаетесь за счет грязи в адрес чужого труда. Тем и обращаете на себя внимание - больше же Вы пока ни на что не способны. Своей ложкой дегтя вы не испортите шквал похвалы зрителей о спектакле, а еще больше заинтересуете тех, кто еще спектакль не посетил. Вы просто демонстрируете свою агрессию, свои проблемы с миром и с собой, но спектакль,и именно "Эдип"- тут непричем. Хватит взрывающихся бомб в метро, в драматургии ненужен террор.
Анонимный
Уау!Ничего себе! Не знаю, правда, прозрел ли Эдип Минчуковой, но зритель, который плакал стоя после спектакля прозрел точно. Не знаю прозрел ли террорист взрывающий метро, действительно, но люди, которые в экстримальной ситуации выносили тела и помогали раненым в метро - тоже прозрели. И что Вам от прозрения Эдипа - Вы же явно далеки от прозрения, если такое пишите. Может это зависть? И каких Вы хотите интеллектуальных монологов от Иокасты, которая во-первых узнает, что ее сын жив, во-вторых она с ним спит, в- третьих-рожает детей.?! Это было бы глупо,нелепо и бредово. Сразу видно, что вы мужчина и Вы не знаете ни психологию ни психику матери.И еще, в развитии своего интеллекта не забывайте про душу. А если упустите душевный момент - Ваши будущие спектакли будут пресные и холодные. И, кстати,Луценко то,зовут Борис Иванович, а не Николаевич.
Хозяин Лягушатника
Ответ Анонимам
Анонимный
была на просмотре Эдипа-ни каких слез не было и в помине и не у кого не видела
Kate Simply
Не знаю как у кого, но после сегодняшнего похода на "Эдип" я долго пыталась прийти в себя. Весь спектакль ревела взахлеб, и не могла остановиться. Меня этот спектакль потряс до глубины души. Шедевр! И зрители в конце спектакля апплодировали, не отпуская актеров со сцены долгое время. Игра, монологи.. все восхитительно, никакой фальши.. Низкий поклон всем, кто трудился над этим спектаклем. И очень жаль, что так редко его показывают. Пойду на него еще, и семью свожу. И еще раз СПАСИБО!

Отправить комментарий