Академический театр

29 марта 2011

Давно не было отзывов на спектакли, а это главная тема блога. Надеюсь, этим постом порадую театральных зрителей, и огорчу театралов (заметьте, я их разделяю).

Наижесточайшая любовь к драматическим театрам


Не знаю, получиться ли у меня объективная оценка творческой деятельности Национального академического театра имени Янки Купалы, но точно жестокая. Жестокость этого отзыва, доходящая порой до цинизма, исходит не от нелюбви к Купаловскому театру, а от преданности. Хотя конечно, от такой любви к первому драматическому театру Беларуси скорее приобрету свору недоброжелателей, чем нескольких сторонников разделяющих мой взгляд на театральное искусство.

Критики, работники и театралы порой обсуждают театр им. Я. Купалы, говорят много интересных и полезных замечаний, но многое о чем говорится, не отражает, а замазывает состояние дел. Если это делается не намеренно, тогда исходит от ограниченности взгляда, нет не на театр, а на жизнь. И вот я сейчас буду ругать, на чем свет стоит, режиссеров, актеров, критиков не столько за их непрофессионализм, если он обнаружиться, - это я, зритель, легко переживаю, не знают меру - что тогда о бездарях вспоминать? А за их тупое (хочется резче сказать) знание и видение жизни. За такую позицию меня самого будут критиковать, мол, чего это кто-то в театре должен разделять мой взгляд на жизнь. На что сразу отвечаю: а почему я, когда прихожу в театр, плачу за просмотр спектакля деньги, обязан прислушиваться к мнению "творцов", молчать в тряпочку и даже больше, восхищаться их испражнениями? Можно мне заметить и следующее: ну не нравятся тебе спектакли - не ходи. Или там - всем не угодишь. Такое можно оправданно сказать про какой-нибудь экспериментальный, или про театр, который себя позиционирует "не для всех", но об академическом театре, а тем более национальном эта отмазка не прокатит. Приставки "национальный" и "академический" ко многому обязывают - не меня, а это заведение! Или уже слова совсем ничего не значат? Это мы проверим, поднимем архивы и сверим слова с действиями. Вот как-то белорусский театральный критик В. Грибайло, который, кстати, где-то формировал мое отношение к театру, высказал сомнение по поводу приставки "национальный" у витебского театра им. Я. Коласа. Это было сказано в свете некоторых событий, но я не знаю истинной причины заявления Вячеслава Александровича и мало знаком с Национальным академическим драматическим театром имени Якуба Коласа, поэтому комментировать и обсуждать это не буду. Но позаимствую саму идею. Как постоянный зритель, проявляю сознательную инициативу и предлагаю лишить театр им. Янки Купалы звания "академический". Хватит театру под маской академизма гнать окультуренную чернуху! Надо называть вещи своими именами, а то вконец запутаемся. Если король голый - говорить голый, а не вторить авторитетной толпе критиков и тужиться рассмотреть какую-то одежку. Критик - это тот, кто разбивает иллюзии, а не создает их. Творец - это тот, кто создает модель жизни, а не втаптывает саму идею в грязь. О чем говорю и кому? Самому себе. Приятного вам чтения и просмотра.

Академический театр

Дадим определение слову "академический" для дальнейшего понимания моего объяснения, почему я призываю убрать из названия театра Я. Купалы эту приставку, дабы ее значение не умилялось в других белорусских театрах. Академический - читаем в словарях - относящийся к науке и соблюдающий традиции академизма. В Большой советской энциклопедии читаем определение:
Академизм - направление, сложившееся в художественных академиях 16-19 вв. и основанное на догматическом следовании внешним формам классического искусства. Академизм способствовал систематизации художественного образования, закреплению классических традиций, которые им превращались, однако, в систему "вечных" канонов и предписаний. Считая современную действительность недостойной "высокого" искусства, академизм противопоставлял ей вневременные и вненациональные нормы красоты, идеализированные образы, далёкие от реальности сюжеты (из античной мифологии, Библии, древней истории), что подчёркивалось условностью и отвлечённостью моделировки, цвета и рисунка, театральностью композиции, жестов и поз. Являясь, как правило, официальным направлением в дворянских и буржуазных государствах, академизм обращал свою идеалистическую эстетику против передового национального реалистического искусства.
Термин "академизм" понимается и расширительно - как любая канонизация, обращение в непреложную норму идеалов и принципов искусства прошлого. В этом смысле говорят, например, об академизме некоторых школ эллинистической и древнеримской скульптуры (канонизировавших наследие древнегреческой классики) или ряда художников новейшего времени, стремившихся возродить концепции исторически изживших себя школ и направлений.
К этому определению стоит добавить. В советское время сложились свои каноны, которые до сих пор сохраняют свою силу (другие попросту еще не сформировались), которые мы и сегодня вкладываем в этот термин. Почётное наименование "Академический" присваивалось тем театрам, которые соблюдали проверенные и работающие правила - попросту шаблоны или образцы. Т.е. академические - это те театры, которые не опускаются ниже какой-то планки, строго следуют сложившимся правилам и классическим образцам. Звание "академического" Купаловский театр получил в 1955 году, наверное, не просто так. А как уже упоминал, это ко многому обязывает:



Спектакль "Самотны захад"

Начнем обзор Купаловского театра со спектакля "Самотны захад" или по-русски "Сиротливый запад", по пьесе Мартина МакДонаха. Этот спектакль многое отражает, я бы даже сказал почти все о сегодняшних делах в этом театре. Даже нет необходимости заглядывать вовнутрь (никогда не старался этого делать - упаси боже узнать театральные страсти! - я пока непорочен и зряч), чтобы сказать про гнильцо и запашок этого главного драматического театра Беларуси, стоит только побывать на этой премьере. Перед тем как посетить сие представление прочитал массу рецензий. Театральный байнет (белорусский интернет) просто пестрел ими. Да и какие рецензии! Я просто поразился созвучию нашего оркестра театрального сообщества. Какие эпитеты, какие "Па!", какие выверты-перевыверты. Неужели любовь зла - полюбишь и козла? Нет, козла не любят - это символ драмы. Скорее любят цирковые номера. Немножко, выскажу свое мнение о спектакле, которое, кстати, не изменилось до и после посещения. Начало, сижу в зрительном зале и жду, когда меня начнут кормить, как быдло из корыта. И тут сразу нате, получите и распишитесь! Слышу заклинание: "говно", "говно", "говно". Я же знал, что так будет и нуль внимания. У меня заначка была приготовлена артистам Купаловского театра, поднимаю коричневую табличку: СРЕДИ ГОВНА ВЫ ТЕАТР - СРЕДИ ТЕАТРОВ ВЫ ГОВНО. Жду цирк. И тут выбегают циркачи и из рогатки: пиф-паф. Честно признаюсь, испытал катарсис! Был неимоверно поражен тем, как метко стреляли артисты. Мы в детстве, так не пуляли. Это же какая школа, какое мастерство! Ой, а что еще там происходило, просто децкий рай: пепси лилось рекой, чипсы - горой. И радость, неописуемая радость бытия: холодильник да плита. И все по Станиславскому, все не по-децки, по-взрослому. Один: я гомодрила из Нижнего Тагила, второй: а я мудила из Ирландии - хоть и не в рифму (ему можно, т.к. справка есть), третий: оп, ап, - обоим дебилам саечку за испуг, а мне на шею хомут. И тут на самом интересном месте (где, по мнению одной театралки на сайте "Театральная Беларусь", надо зрителю блевать дальше, чем видишь, ну или хотя бы на соседа), в этот напряженный момент прибегает гёрл и торжественно, со всем смаком, предупреждает меня ничего не писать в своем блоге: "А нi воднага слова! А нi воднага слова!" (ни одного слова). Что будет, когда она узнает, что нарушил ее завет? Ацкий ужос!!! А что дальше напишу? Где этот хваленый инфантилизм, который как осиновый кол пытались мне вбить в голову купаловцы?  На этом вопросе собственно и заканчиваются мои впечатления о спектакле "Самотны захад". Далее впечатления о впечатлениях других на этот спектакль. Вот где начинается истинный театр, и работают профессиональные актеры. Ребята, дайте пару мастер-классов артистам Купалоского театра! И вообще, признаюсь, от вашей игры я получаю истинное удовольствие: есть неожиданности и изюминки, есть четкие сверхзадачи и действия, есть, наконец, драматургия и борьба на вашей сцене. Браво!

Второй акт этого спектакля

Встречайте, актер нового глянцевого журнала "Night Life" - Денис Мартинович. Эпизод "Night Life. 2011. № 2. С. 64-66". Испытываю какое-то благоговение перед игрой Дениса. Такому мастерству в театральных училищах вряд ли научат, такой талант дается от природы и бога. Никаких зажимов и полный психофизический контроль на сцене. Но что расписывать - это надо видеть вживую:
Оправданно ли появление такой пьесы на столичной сцене? Не проще ли адресовать ее периферии и соответствующей аудитории, где многие зрители лучше почувствуют затхлую провинциальную атмосферу и некоторые из них даже узнают в истории о «реальных пацанах» себя?
Логика железная! Надо ли в Минске такая пьеса? Езжайте в Одессу и спросите.
Однако спектакль на сцене Гродненского обласного драматического театра (2003) вызвал неоднозначную реакцию публики. В том числе, за активное использование героями ненормативной лексики. Поэтому купаловцы заказали молодому филологу Диане Дорожок новый перевод на белорусский язык. Как результат, получилась стилистически выдержанная версия, богатая оригинальными выражениями. Например, героиня Кэлигер (Виктория Чавлытко) получает кличку «Гёрлин» (от английского «girl»), а один из действующих лиц называет другого«невинным голодрыгой».
О! это просто шедевры белорусского языка на сцене академического театра! Купала в гробу стоя аплодирует стилистическим выражениям, богатым и оригинальным!
В родительском доме живут два брата Вален и Коулмен, которые пьют пиво и самогонку, смотрят футбол и сериалы, мечтают о девушках и, по причине их отсутствия в своей жизни, разглядывают женские журналы. Попросту – ведут обычную обывательскую жизнь, происходящую на фоне трагических убийств и добровольных расставаний с жизнью.
Вот какая она оказывается обычная обывательская жизнь! Никто не ходит на работу, мужики не ухаживают за женщинами, кругом одни убийства и самоубийства. И самогон! Главное, самогон льется рекой - ах, прям обычная, совсем обычная мечта в обывательской жизни.
Представители старшего поколения, люди с обостренным чувством совести и даже моралисты, безусловно воспримут реалистичность и трагизм жизни провинциального городка, восхитятся попытками местного священника отца Уэлша вразумить паству и будут шокированы его трагической судьбой. Романтики получат настояшее наслаждение от альковной сцены у озера, а также сумеют увидеть проявления чувства Гёрлин к священнику. Обладатели прекрасного чувством юмора, а также люди из категории циников откроют для себя настоящий клондайк. С точки зрения здравого смысла поведение героев не может вызывать ничего кроме осуждения, возмущения и брезгливости.
Пенсионеры (представители старшего поколения), идеалисты и мечтательные созерцатели (романтики), чуткие и тонкие люди (обладатели прекрасного чувства юмора), - все бегом на спектакль "Самотны захад"! Бегом в театр им. Я. Купалы: осудить, возмутиться и прочувствовать свою брезгливость, если конечно у вас присутствует здравый смысл. Но это все затравка. Сейчас мы будим свидетелями по-настоящему высокого искусства:
Рассказанная история будет близка зрителям еще по нескольким причинам. Думается, не один я испытал на спектакле странное ощущение «дежа вю». Казалось, драматург подслушал разговоры моих ровесников и ввел их в пьесу. Нет, нам не приходилось становиться участниками жестоких историй, чуть не приведших к гибели человека. Но как похожи на белорусские реалии множество мелких натуралистических ситуаций из пьесы!
Во школота дает! Оказывается этот спектакль не про ирландцев, а про белорусов и в частности про меня. Но что интересно, сам Мартинович себя не ассоциирует с персонажами - гнилой интеллигенции это слабо, а как бы намекает: вокруг него одни моральные уроды. А-то провинция, провинция… самогон да водка. Но идем дальше.
Но положа руку на сердце, признаемся, не найдутся ли у каждого из нас знакомые или друзья детства, в чем-то похожие на Валена и Коулмена? Их судьба пошла по другому пути, чем наша.
Без использования сердечных жестов, у меня друзья: учителя, врачи, инженеры, предприниматели и т.д., - все уважаемые люди. Их судьба пошла по-другому - у них нет желания интересоваться театральной жизнью Беларуси. Но и положа руку на сердце, много у меня знакомых и из провинции, родился и вырос в маленьком городке, и как-то много ездил в командировки по разным местам Беларуси. И предполагаю, знаю деревенских и просто самых заурядных людей получше, чем городская школота во главе с Мартиновичем, познающая жизнь по сериалу "Реальные пацаны". Так вот, Денис, ни одного! Ни одного человека из жизни не могу сопоставить с каким-нибудь персонажем из этого спектакля "Хула на белорусских людей". Вы думаете, я ругаю этот спектакль за матерные слова? Зрите в корень! Мат на сцене - это отводящий маневр. Истина за ширмой и гнилая интеллигенция прекрасно знает - ради этого все и затевается. Но пойдем дальше, оставим великолепную игру Дениса, в тот момент, пока он держит руку на сердце.

чувство юмора
Обладателю прекрасного чувства юмора
Встречайте, подающая большие надежды актриса из сайта "Театральная Беларусь" госпожа Aldonsa. Кто скрывается за этой маской? Это не важно, совсем не важно. Важно, какие мысли она озвучивает и то, что с ней все принципиально соглашаются. Что же она вещает? Станьте в круг, возьмитесь за поручни:
Самое главное впечатление вечера - невероятная эмоциональная тупость публики. Я конечно, понимаю, что люди в кино пришли и всякое такое. Но мне, например, стало обидно: и за пьесу, и за постановку, и за театр, что у него такой зритель. И за себя обидно.
Как же обидно! А господи, молюсь за вас Aldonsa и за бедный Купаловский театр, бедную пьесу и постановку, - как же вы можете нести это бремя и терпеть это быдло, которое незаслуженно называется приличным словом "публика"?! Это что ж получается? Понятно, что в зрительном зале сидит быдло и оно априори тупое: никаких признаков интеллекта - одни инстинкты, которые проявляются в виде эмоций на животном уровне. Но эмоционально тупое быдло - это и я уже согласен, страшнее некуда: откройте окна! Это какие-то бесхребетные существа, собаки и то временами вступают в достаточно тонкий эмоциональный контакт:


И мата не хватало в тексте пьесы. Все эти «блин» и «едрена» так и зияли пустотами. Пропала органика.
Кто ж спорит, что мало матерной органики? Лучше рассмотрим образец женской логики. (Учите логику - это билет в жизнь, о существовании которой вы и не догадывались!) Долгое время, пытался разгадать смысл сказанного:
Так я увидела пьесу, сыгранную или больше прочитанную мне хорошими актерами. Но это не был спектакль. Увы.
Слабым местом показалась линия Герлин (Ольга Скворцова?). Прибавить еще ее маловыразительную  актерскую игру этим вечером. Так же не впечатлил момент чтения письма. Как-то не интересно поставлено. Ну и дисбаланс, о котором упоминала вначале. Вялым показался последний диалог Герлин и Велша. Никакого движения. И концовка. Кто на чей стороне? Точки нет. И многоточия тоже нет.
Зато впечатлили игрой остальные персонажи (Сергей Журавель и Артем Бородич). И работа Павла Харланчука хороша. Сразу видно режиссер играет — знает чего хочет. Подозреваю, что знает он один.С другими исполнителями будет вяло. Как Герлин.

1.    Хорошие актеры № 2,3.
2.    Плохой спектакль.
3.    Плохая актриса.
4.    Режиссер плохо разработал роль актрисе.
5.    Дисбаланс - здесь я теряю нить логики.
6.    Актриса и актер № 1 плохо отыграли важный эпизод.
7.    Плохая концовка спектакля.
8.    Актеры № 2, 3 хорошо играли.
9.    Режиссер хорош (это актер № 1) - здесь я начинаю понимать, что такое дисбаланс.
10.  Актер № 1 хорошо играет.
11.  Актеры № 2,3 и актриса плохо играли.
И главный вывод сей актрисы, который мы выделим жирным, и запомним, т.к. к нему вернемся позже.
А в общем - пьеса снова съела театр.
Как хорошо сказано, лучше не придумаешь! Я уже давно заметил, что самая лучшая мысль всегда у оппонента, ее только нужно уметь правильно использовать.

Какое у меня было мнение о спектакле до того, как я посмотрел его, и оно осталось после? Спектакль все ждали и очень обрадовались его появлению. Спектакль полный отстой, но это тот единственный театр, который имеет право на существование. Поэтому все, что там очевидно не является театральным искусством, в любом случае надо считать достижением Купаловского театра. Ужасный перевод, но отличная пьеса. Плохой спектакль, но это самое лучшее, что мы видели. Плохие актеры, но как великолепно играли (или наоборот)! Бездарный режиссер, но как хорош Павел Харланчук в роли режиссера - просто блеск! Подобное можно прочитать и в других местах, все цитаты приводить не буду, т.к. слишком много займет времени. Но если есть желание, посмотрите на ЖЖ: krynichka, anna-minsk, kristiina-t и другие, но не все там в теме. Также можно глянуть и в периодические издания на svabodaby.net и kimpress.by. В общем, театр во всем своем проявлении с настоящими актерами! Игра слаженной команды в один сценарий. Кто же режиссер? И где кульминация сего действа?

Академическая критика

Встречайте - театральный критик Татьяна Комонава. Но мы читаем ее не в журнале "Культура", а в Живом Журнале: komonova. Возьмите тетрадку и ручку, будем конспектировать.
Еще Пинигин в «Translations» так и не объяснил этого, из-за чего мне как зрителю во многом было не понятно, как реагировать на происходящее на сцене. То же произошло и в «Сиротливом западе».
Вроде вы там общаетесь, а не я с представителями Купаловского театра, вы-то, уж как никто, должны знать, как надо реагировать зрителю. Я знаю, почему Пинигин так и не объяснил вам этого - позже расскажу.
Харланчук как режиссёр пытается вести себя со зрителем крайне деликатно, стремясь как бы влюбить его в МакДонаха, показать, что драматург это хороший и не такой страшный да брутальный, как его малюют. Чтоб не спугнуть зрителя (ну, ладно, - чтоб не сильно шокировать и не отвлекать от основного на сцене) он убирает из текста весь мат. С этой же целью — чтоб не вызвать отторжение с первых же минут сценического действия - он «пакует» своих героев в жесткую форму сценической буффонады. И совершает тем самым две стратегические ошибки.
Да, вы совершенно правы, совершили две стратегические ошибки, но не те, которые вы разъяснили далее. Первая - это убрали чистый мат. И поэтому совершенно четко видно, что людей, которых нам пытаются присобачить, в жизни нет, даже в преувеличенном виде. И становится ясно, что зрителей, хотят убедить в том, что вот нас окружают такие моральные уроды. Вторая - это не на ту зрительскую кнопку создатели спектакля решили всем напором нажать. Поэтому спектакля нет, а только остается высасывать все из пальца - чем вся ваша братия и занимается.
Сижу вот и фантазирую (что, конечно, критик по-хорошему делать не должен) о том, как классно можно было бы сыграть второе действие спектакля, отпусти режиссёр Руденю и Зуя из их «дебильских» образов и дай им достаточное количество сценического времени чтобы просто прожить каждую ситуацию, каждую реплику друг друга.
Да, мне нравится как вы честно и критически подходите к своей профессии. И я вас понимаю, как сложно решить это противоречие: оправдать то, что стоило бы осудить… вот и фантазируете.
Имя человека, являющегося художником спектакля, мне не говорит ничего - встречаю его на театральных программках впервые. Однако та реакция, которую его «художественное оформление» вызвало, была, пожалуй, одной из самых интенсивных после просмотра спектакля. Именно поэтому я и вынесла так пафосно вопрос о том, зачем же в спектакле художник? Какие функциональные обязанности он выполняет?
А вот тут вы совершенно зря наехали на художника. Обвинили невиновного человека. Художник-то там причем, козел отпущения, отвести внимание от главного? Отчего же так не поставлен вопрос в сторону режиссера и других?
Начну пафосно. Я глубоко убеждена, что браться за МакДонаха должен только тот, кто всерьёз верит в лучшее в людях. Потому что вытаскивать на сцену всю ту мерзопакостность, которая есть в пьесах, только для того, чтобы продемонстрировать всем «бездуховность, бля», - дело гнилое и гиблое.
Даже без пафоса поддерживаю вас и даже скажу больше: в театре должны работать только те, кто всерьез верит в лучшее в людях!!!
Думаю, это были не только мои субъективные наблюдения. И с этих позиций в «Сиротливом Западе» Харланчук очень даже произвёл работу над ошибками - и невооруженным глазом видно, как важно было режиссёру держать темпоритм, и как педантично он за этим следил. Другое дело, что сегодняшний зритель, пришедший на спектакль, вряд ли будет воспринимать это именно как работу над ошибками - ведь для него, в отличии от критиков, спектакль и сам режиссёр существует здесь и сейчас, а не как продолжение некоего «творческого пути».
Вот и подобрался к Харланчуку. Как же его расписывают, как все расхваливают:
Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перушки! какой носок!
И верно ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись! Что ежели, сестрица,
При красоте такой, и петь ты мастерица,
Ведь ты б у нас была царь-птица!
Сыр-то хоть у Павла есть? Что Павел нынче рекламный король я уже из газет знаю, правда телевизор не смотрю, и не видел где он там красуется, поэтому продолжу всеобщее обсуждение этого актерско-режиссерского дарования только исходя, как вы правильно заметили Татьяна (простите, не знаю вашего отчества), из спектакля "Самотны захад". Вначале остановимся на актерской игре. Вот может кто-нибудь мне сказать, за что хвалят тут Павла? Игра ниочем! Понимаете, иногда бывает задача сыграть актеру роль "ни о чем", но бывает ли "ниочем"? Журавель-то хоть из рогатки умеет стрелять, да и на сцене не переживает за свою говно-роль, наверное, к ним уже привык в Купаловском театре (что он в этот театр лезет - на сцене Молодежного смотрелся как сыр в масле). Да и чем плох Артем Бородич? Мне он вообще запомнился со времен витебского театра. Так нет же, надо самым жирным маркером подчеркнуть, что вот Харланчук чуть ли не первый актер среди купаловцев (проводим аналогию с певичкой Хитрик). Я уже не говорю про цирк на сайте "Театральная Беларусь" под названием "зрительское голосование". Протрите глаза! Харланчук среди актеров Купаловского театра стабильно должен быть в запасе с такой игрой, с расчетом на зомбированных телезрителей.
Теперь о режиссуре. С одной стороны, конечно же, хорошо, что есть театральные критики, вроде Татьяны Комоновой, которые активно ищут и поддерживают молодых режиссеров, помогают им в чем-то разобраться и что-то полезное донести. Но когда критика превращается в детский сад: какой ты у меня самый умный, красивый и любимый - это еще аукнется. Умный-умный и красивый, только спектакль - говно редкостное! Вот что, если Павел Харланчук поймет, из моих слов, единственно будет ему полезно. Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок, и в сердце льстец всегда отыщет уголок. Ведь кто еще не понимает, что все это брожение только от одного - увидеть на сцене пьесу Мартина МакДонаха? А кто ее поставит и как - это не имеет ни малейшего значения!!!!!!!!!!!!!!! Поэтому руководство театра им. Я. Купалы в следующий раз пусть доверяет подобное только тем, кто понимает суть вещей, и умеет думать не только на сцене, но и за пределами театра. Что-то мне Павла стало жалко, то учитель его продаст (что мало еще где бывает кроме как в театре - ученики должны продавать учителей, но не наоборот!). То вот хулу на белорусский народ двигает в массы.

Репертуар театра

Но оставим этот театр в жизни и перейдем непосредственно к обсуждению драматического театра. Как однажды сказал Валерий Николаевич Раевский в БГАИ студентам: вы тут репетируйте, а я пошел в театр, - вот какого ума не хватает Купаловскому, чтобы оставаться академическим. А давайте поднимем вопрос по-другому. А хочет ли сие заведение иметь звание академического? Может мое предложение лишить их этого ранга и стремление театра не так уж далеки друг от друга? Давайте спросим у художественного руководителя Пинигина Николая Николаевича:
Наверное, эти два театра некорректно сравнивать. Спектакль в БДТ в среднем стоит 250 тысяч долларов, недостижимая для нас сумма. Но если говорить о профессии, то в первую очередь - это дисциплина, которая есть в БДТ. Этому можно поучиться. Очень профессиональный театр. А вот гнета академизма, который они несут с таким серьезным выражением лица, хотел бы избежать. Уж слишком глубокомысленно они к нему относятся. Любая труппа должна оставаться живой и современной, не забывая о прошлом. Кстати, с БДТ мое сотрудничество продолжится - я должен буду ставить там один спектакль в год. А вообще, мне уже плевать на критику. Я делаю все так, как я хочу. Это право художника.
Газета "Советская Беларусь" от 27.06.2009г.
Это здесь Николай Николаевич сравнивает Российский государственный академический Большой драматический театр имени Г. А. Товстоногова (БДТ) с Купаловским. Вот как честно Пинигин раскрыл свои намерения: серьезного академизма питерского театра надо избежать. А хуля! У нас тут бля одни академические театры в Беларуси!!! Это там, пусть сидят со своими серьезными выражениями лиц, а мы тут остаемся живыми и современными и нам поебать на те профессиональные театры! И деньги, деньги, как любит Пинигин нескромно во всех своих интервью говорить о деньгах - поинтересуйтесь. Денег мало? Смотрим ролик будущего здания театра после реконструкции, самое интересное в конце:



Это что за новогодняя елка стоит в драматическом театре? Это ж сколько десятилетий билетами на спектакли будут отбивать затраты на этот механизм? Ага, можно еще ночные дискотеки проводить.

театр для элиты
Элита отмечает Новый год - в это время спектакли для быдла не идут
А рок-концерты само собой:

концерт в театре
У современного театра и эстрады только одна цель - срубить больше бабла!
Хорошего же мы, зрители, все-таки получили руководителя театра. Человека, которому плевать на критику (ответ на вопрос Татьяны Комоновой) и который делает все что хочет, подло прикрываясь званием художника, там где нужно чутко прислушиваться к настроениям людей, которые приходят в театр. Я не о реконструкции здания или о чем-то другом кроме как о самом главном, о лице любого театра - о репертуаре. Репертуар - это все наше! Можно все простить, можно на все закрыть глаза, можно все оправдать и забыть. Но то, что сделал и делает Пинигин с Купаловским театром, я - зритель - никогда не прощу! Смотрим афишу театра на апрель (вроде еще будут некоторые спектакли, которых пока нет в афише):

  • Памінальная малітва, Вечар, Сымон-музыка (спектакль режиссера Пинигина, которого уже нет), Чорная панна Нясвіжа, Паўлінка - спектакли, которые украшают Купаловский театр и делают его академическим. Все поставлены в допинигинский период.
  • Пінская шляхта, Хам, ГендэльБах - это спектакли, которые имеют право быть в этом театре.
  • Каханне ў стылі барока, Я не пакіну цябе, Тэатр Уршулі Радзівіл - не видел.
  • Самотны захад, Вячэра з прыдуркам, Не мой, Translations - тихий ужос, пинигинский период и это только начало. Что там кто-то вещал про то, что пьесы съедают театр?

Национальный театр

Интересно, какую политику театра избрал Николай Николаевич?
Мне кажется, эта пьеса (Translations) положит начало появлению серьезных спектаклей, которые и ментально, и философски будут отвечать на вопросы, стоящие перед белорусским обществом. Ведь национальный театр - это прежде всего язык, проблемы нации, ее философия и путь.
Газета "Советская Беларусь" от 27.06.2009г.
Как хорошо сказано: национальный театр - это язык нации, но почему тогда Николай Николаевич заверял, мол, никогда не будет ставить белорусскую пьесу только потому, что она написана на "мове"? Национальный театр - это проблемы Ирландии, пьесы которых просто взорвали мне мозг? Национальный театр - это философия "Ужина с придурком"? Да никакой это уже не национальный театр - это современный и живой цирк в театре! Все, достаточно, а то напишу целую книгу.



Вот как-то Министр культуры РБ Латушко выступал с речью в Купаловском театре и пожелал купаловцам "высоко держать планку" того, чем они раньше занимались, - берегли белорусскую культуру, белорусский язык. И высказал предположение, что зрители удовлетворены тем, что происходит на этой сцене.

Я неудовлетворен!
режиссер Пинигин, министр Латушка
Пинигин и Латушка
С уважением ко всем и всех с прошедшим Днем театра!

Добавлено: 19 декабря 2012г.

Академический театр стремительно превращается в местечковое кабаре!



Вот уважаемые читатели блога, решил добавить в эту публикацию о Купаловском театре это интересное видео Натальи Бабковой о спектакле "Местечковое кабаре". Чем оно интересно? А тем, что все-таки два года назад моя инициатива о лишении театра им. Я. Купалы звания "Академического" не была лишена основания, а наоборот,  за прошедшее время накоплено много претензий, которые стоило бы предъявить на обсуждение театральной общественности. Приведу только один факт, который (к сожалению) пока многим не очевиден: многие традиции этого театра целенаправленно разрушили, которые во многом держались на репертуаре. Из репертуара этого театра убраны многие прекрасные спектакли, но взамен ничего соответствующего не было создано. Объективных причин для этого нет как в реконструкции театра, так и в некой конъюнктуре. Я даже заметил, что на сайте Купаловского театра была удалена информация о тех спектаклях, возможно опять же под предлогом реконструкции сайта.
С момента написания этой статьи в марте 2011, я не бывал в этом театре. Просто привык ходить в театр, особенно в академический, когда у меня все застегнуто. А там где предлагают что-то расстегнуть у себя - там нечто другое и это по-другому называется. Что можно сделать одному против всех? Возможно, с лучшим драматическим театром Беларуси стоит попрощаться. Латушка уехал послом во Францию - пожелаем ему удачи и успехов - так может и Купаловскому театру во главе с Пинигином стоит отправиться в непрерывное пятилетнее турне по Европе?


лягушка поделитесь кнопка Поделитесь ссылкой:

3 ответы :

qoleg
давайте к нам на премьеру, адрес - Молодечно, автор - Диана Балыко, режиссер - В. Рассстриженков, спектакль - "Психоаналитик для психоаналитика" начало в 19 -00, 29 и 30 марта:)
Катерына з Украины
Класс! В Украине почти тож самое.
Анонимный
Согласен, что в Купаловском достаточно проблем, как впрочем и у всего белорусского театра. Театр это часть культуры нашей страны, уровень которой к сожалению оставляет желать лучшего.Вероятность того, что среди колхозных полей расцветёт цветок лотоса слишком мала.
Я думаю, что театр, в сегодняшнем его бедовом и брошенном положении надо поддержать, а не быть таким категоричным и рубить с плеча.Конечно, критика должна быть, но надо искать и позитивные стороны. Ведь спектакль это итог работы театра и если он не удался и художественный уровень его низкий, то должны быть на то причины, которые надо выявить и педложить какой-то выход. Как раз это и сложнее всего. В последнее время я вижу, что все только ноют какой плохой у нас театр, каких слабых специалистов выпускает наша академия, нет ярких имён, нет молодых режиссёров, Так может быть пришло время что-то предложить?
Интересно, каким бы вы хотели видеть главный театр страны?

Отправить комментарий