Случай и случайность

14 марта 2011

Зрители все как один готовы были видеть развязку драмы в судьбе этой золотой монеты, последнюю сцену благородной жизни; их глаза, прикованные к роковым листкам картона, горели, но, несмотря на все внимание, с которым они следили то за молодым человеком, то за картами, они не могли заметить и признака волнения на его холодном и покорном лице.
- Красная; черная, пасс, - официальным тоном объявил банкомет.
Что-то вроде глухого хрипа вырвалось из груди итальянца, когда он увидел, как один за другим падают на сукно сложенные банковые билеты, которые ему бросал кассир. А молодой человек только тогда постиг свою гибель, когда лопаточка протянулась за его последним наполеондором. Слоновая кость тихо стукнулась о монету, и золотой с быстротою стрелы докатился до кучки золота, лежавшего перед кассой. Незнакомец медленно опустил веки, губы его побелели, но он тут же открыл глаза снова; точно кораллы заалели его губы, он стал похож на англичанина, для которого в жизни не существует тайн, и исчез, не пожелав вымаливать себе сочувствие тем душераздирающим взглядом, который часто бросают на зрителей игроки, впавшие в отчаяние. Сколько событий произошло на протяжении одной секунды, и как иногда много значит один удар игральных костей!
Оноре де Бальзак "Шагреневая кожа"

Всякий случай


фортуна, случай, статуя
Фортуна (случай)
Вы когда-нибудь испытывали нечто подобное? Думаете, такие трагедии разыгрываются только в казино? Вся наша деятельная жизнь полна случайностей! И только одно не поддается воле случая - высокая нравственность человека. Великолепное по этому поводу высказывание у Сенеки: никто не становится хорошим человеком случайно. Что такое случай? В словарях даются разные определения. В общем они делятся на два взгляда: 1) случайность есть незнание причин, вызывающих то или иное явление, реально существует только необходимость (Демокрит); 2)  случайность является конструирующим началом во Вселенной (Эпикур). Я понимаю в рамках интересующей меня области: непредвиденное или невероятное явление действительности для субъекта. Случаи рождают события. А если точнее, то любое событие - это и есть случай. Чем вероятнее для нас то или иное событие, тем меньше оно в нашем понимании является для нас событием. Здесь мне могут возразить, мол, вот мы знаем, что любой человек умрет или родиться ребенок, и для нас это событие вселенского масштаба. Конечно, но что может быть невероятнее этого? Мы не отрицаем, что в этом есть какие-то причины и объективные закономерности, но мы признаем наше бессилие в понимании сущности рождения и смерти. Итак, случай - это явление чего-то невероятного, и даже в меньшей степени неожиданного, что мы своим субъективным взглядом не можем вполне осмыслить, ибо знания наши ограничены. Играет ли в кости бог или нет, по словам Эйнштейна, - я не знаю и даже не предполагаю, т.к. на какую-то Истину не претендую. Но точно знаю, что никакого случая нет в том, что хорошо изучил. А если какой-нибудь случай все-таки проскакивает, то это в очередной раз подчеркивает ограниченность моих знаний во вроде бы хорошо изученной области. Немного еще писал о случае в драме.
Сегодня культура (культура потребления) особенно пропагандирует в массы культ счастливого случая. (Буквально на днях еду в маршрутке и по радио слышу рекламу лото: математически доказано, что выигрывает только тот, кто играет! - ага, сейчас же,  выигрывает только тот, кто устанавливает правила! - не требует никаких доказательств!!!) В среде проходимцев и аферистов случай возведен в ранг доброго божества, под именем Фортуна, которое умилостиви и оно тебя осчастливит на всю оставшуюся жизнь из своего рога изобилия. А ведь не все так просто с этим рогом изобилия, если из него что-то сыплется, то где-то им и черпается. Фортуна без рога изобилия (бесчисленных караванов из провинций в город Рим, где собственно и разыгрывались на костях куски пирога) - это могущественная и своенравная древнегреческая богиня Тихе (одна из трех судьбоносных сестер), которая уже тогда истерически смеялась над планами людей вместе с капризами природы. Случай - это скорее злая мачеха, чем добрая тетушка. А вот что Босх нарисовал в своем очередном шедевре "Воз сена": безграничное царство случая, - тогда стихия вовсю бушевала не только на плодородных полях и тучных стадах, но и головах сформировавшегося, но плохо упорядоченного общества:

случай, Босх, картина
Босх "Воз сена", центральная часть триптиха, царство случая

Случай в театре

Случай всегда привлекает людское внимание, он манит и чарует, в нем постоянно мерещиться мистика и божий промысел. На эту человеческую кнопку нажимают все религии мира и секты. Случай - это главная опора любого суеверия. По-моему, современный театр не дружит с царем любой истории, поэтому зачастую выглядит голодранцем.
Счастливый случай или несчастный - разница на самом деле не такая уж очевидная, как может показаться на первый взгляд, все дело в субъективном восприятии и личной причастности к событию. Можно привести еще одно высказывание Сенеки: никогда не считай счастливым того, кто зависит от счастливых случайностей. Большими знатоками случая были Пушкин, Гоголь и Достоевский, - вот кто, по-моему, в своих произведениях чуть ли ни хватали случай за самое горло, и кроме Гоголя были законченными игроками: первый порицал Мицкевича, как поэта, за его спокойствие к картам, последний со своими гонорарами, вроде, так и не рассчитался с долгами. Но не только "Пиковая дама", "Игроки" и "Подросток" приоткрывают механизм случая.
гравюра, фламарион, колесо, случай
Колесо случая на гравюре Фламариона. Разукрашенный вариант картинки особенно полюбился эзотерикам)))
К чему завел разговор о случае? Во-первых, тема сама по себе очень интересная. Во-вторых, эта тема очень театральна. Нет ни одной пьесы, которую мы, бесспорно, причислим к роду классической литературы, чтобы у основания не стоял во всей красе и силе случай. Эдип Софокла - сплошной случай; Гамлет - в конце просто невообразимая случайная резня; Хлестаков в Ревизоре - баловень судьбы на возе сена; вот чеховские персонажи, образованные и несуеверные, поголовно интеллигенты, всё предвосхищают или бегут от случая, но и их он не обходит: то с первого раза застрелиться не могут, то все-таки вырубают их сады и леса, и т.д. СЛУЧАЙ - это после ЧЕЛОВЕКа самое интересное в ТЕАТРе. Дайте человеку случай - вот вам и театр! Не автоматону (это я дал такое определение человекообразным существам в телевизоре), а человеку! Не событие, а случай! Понимаете разницу? Вот я не понимаю, почему в театральной науке не разбирают сущность случая, а заменяют это изучением только события. Да и то опять же дают туманные определения, что мне бывает понятно, почему иногда в театре можно умереть со скуки или выворачивает наизнанку от увиденных "событий". В-третьих, последнее время со мной произошло несколько забавных случаев: от минуты настоящего позора (что я буду вспоминать до конца жизни в назидание себе) до встречи с редкими людьми. Одним случаем решил с вами поделиться, тем более он связан с тематикой блога.

Случайность в моей жизни

Оно зрело годами, десятилетиями революционных лет, но последний толчок дал лесной край, осень, крики журавлей и Ваня Зотов. Почему? Берг никак не мог найти ответа, хотя и знал, что это было так. 
Константин Паустовский "Акварельные краски"
(СКАЧАТЬ и прочитать прежде дальнейшего повествования)
случай, число, ПИ
Сегодня, 14 марта, день числа ПИ - случайно?
Как многие постоянные читатели знают, я учусь в БГАИ на режиссера. И как писал ранее, я вечный студент и испытываю постоянные трудности с получением образования. Волею судьбы или по устремлению два месяца назад попал на курс Талипова Рида Сергеевича. (Печально, но этот человек недавно ушел из жизни, - хороший был режиссер и преподаватель. Как-то пару лет назад он рассказывал о перегибах режиссерской профессии и как сильно необходимо тренировать свое внимание, что даже на чьих-то похоронах не мог не наблюдать за людьми. Получилось, что на его похоронах я понял смысл тех слов.)  На этой зимней сессии я был вольнослушателем, но без дела не сидел. Рид Сергеевич дал мне задание инсценировать что-нибудь из рассказов Шукшина и Паустовского. Особо не думая выбрал "Хозяин бани и огорода" Шукшина и "Акварельные краски" Паустовского. В принципе, с обоими рассказами у меня произошли некоторые случайности, но остановлюсь на втором. Прежде всего, когда взялся за Паустовского, стало совершенно ясно, что действие под театр в его рассказах прописано плохо. Писатель с явным повествовательным уклоном, а не драматическим, но это, конечно, никак не умиляет достоинств его произведений, просто читать будет интереснее, чем смотреть. Задача стояла не столько перенести текст на площадку, а донести главную мысль рассказа. Поэтому переписал Паустовского, подбив все под единство места и времени, действие разворачивается в нашей академии в течение нескольких минут, - вообще-то заниматься исправлением высокой литературы считаю вредным и неблагородным делом, даже ради театра (что там частенько практикуют), но не об этом разговор. Потом принес свой текст на одобрение. И с Ридом Сергеевичем мы стали обсуждать. Он у меня спросил: что я этим хочу сказать? Отвечаю, что родина у человека - это прежде люди, которые его окружают, потом поля, леса и огороды. Хотя, конечно, переписал не сколь удачно, как видна эта идея в самих "Акварельных красках". Далее стали обсуждать рассказ Паустовского, какой мог бы получиться элитарный фильм. На что возразил, что такое могли снять только в советское время. Рид Сергеевич стал мне рассказывать, мол, и сейчас могут снять не хуже. Далее не стал спорить, т.к. считаю, что подобные фильмы в наше время не поятся не только из-за уровня современного кинематографа, и присутствия в рассказе идеологии, которую заменили на другую, но прежде из-за сегодняшнего отношения к зрителю. Раньше кино воспитывалась настоящей литературой, и воспитывало ею зрителя, современное киноискусство кормит зрителя быдло "литературой". Буквально сегодня случайно, в перерыве своей писанины, прочитал стенограмму беседы белорусских театральных режиссеров, и один из них говорит следующее: "Вось мне бацька заўсёды кажа, што я мала чытаю па прафесіі. І што: адкрываю я кнігу Туманішвілі, пачынаю чытаць. І мне сумна, бо ўсё гэта я ўжо даўно ведаю, збольшага перажыў і прайшоў сам. І таму сухая тэхналогія мне ўжо нецікавая - любіць па кнігах не навучыш. А вось дзе знаходзіцца тая "петарда", якая б у адзін момант усе твае веды прывяла да сістэмы і прыўнесла іх у спектакль, - вось гэта пытанне. Бо прафесіяналізм у большай альбо ў меншай ступені ёсць ва ўсіх, акурат гэтай "петардачкі" і не хапае! Яе, на маю думку, і патрэбна шукаць - тыя штуршкі да творчасці, якія змаглі б аб'яднаць разам усіх творцаў у рабоце над спектаклем".
читать, книги, спасает
Достоевский: ...и если б кончилась земля и спросили там где-нибудь людей: "Что вы, поняли ли вашу жизнь на земле и что об ней заключили?" - то человек мог бы молча подать Дон Кихота: "Вот мое заключение о жизни - и можете ли вы за него судить меня?".
Ага, петардами забросаем зрителя! Или как мне недавно призналась одна девушка: вот чуть-чуть чего-то в любви не хватает. Ахах. Я лично уже вышел из того возраста, когда в словах отца не ищут глубокого смысла. И вам доложу это еще не самое страшное, к цирку с фейерверками в театре уже свыкся. Есть ужасные вещи и по более - зрителя уже за человека в некоторых местах не считают, да какого зрителя… вообще людей в жизни не видят. Собственно "Акварельные краски" меня и увлекли своей постановкой вопроса: отношение к людям человека, который пытается что-то творить. К этому вернусь в последующих своих публикациях на примерах сегодняшних спектаклей и критики, которая вокруг них обрастает. В принципе об этом не стоит писать, да и меня уже не волнует этот театр, но стоит заступиться за людей, которых они оплевывают.
Итак, возвращаемся к случаю в моей жизни и к беседе с Ридом Сергеевичем по поводу рассказа "Акварельные краски". В это время к нему заходит бывший студент, поздороваться. Рид Сергеевич спрашивает, мол, по академии соскучился так зашел. На что бывший студент ответил: академия меня совсем не волнует, наоборот, нет никакого желания сюда приходить, пришел увидеть людей, с которыми учился. Тут Рид Сергеевич сразу подметил эту фразу и говорит: вот видишь, подтверждение - люди, а не огород. В общем, преподаватель дал мне добро на дальнейшую работу над рассказом, который стоит заметить я так и не смог в итоге инсценировать. Стоит еще отметить один момент. Неделю до этого Рид Сергеевич рассказал одну историю из своей жизни, по поводу того, что вокруг хороших людей намного больше, чем мы думаем. Как-то он на остановке общественного транспорта забыл свой портфель, и вспомнил о нем через полчаса, как отъехал. Как можно быстрее он вернулся, без особой надежды его отыскать. Но к удивлению, портфель стоял на месте, а за ним присмотрела  какая-та женщина.
В тот день, мы в группе чего-то там самостоятельно репетировали и задержались в академии допоздна. Было что-то ближе к 23.00, и в магазин около своего дома не успевал, а надо было купить хлеб, т.к. без него ничего не могу есть. Ребятам тоже надо было в магазин, и мы вместе отправились в один из гипермаркетов. Закупившись мы пошли на стоянку, один товарищ был на машине. По дороге нашел мобильный телефон, естественно, даже и не думал прикарманить. Постояв некоторое время, ожидая хозяина телефона, мы решили дальше не ждать, а отправиться по домам. Владелец телефона и так объявиться, т.к. номер знает, там и договоримся, как вернуть. Вскоре позвонила подруга хозяйки телефона и попросила, чтобы ей возвратил,  а она завтра на работе ей передаст, также она недалеко находится и сейчас может подъехать на машине. Я сказал, что в пути, еду туда-то, как оказалось она в том же районе живет, дальше меня подвезет, и мы договорились в точке Х встретиться. Когда эта девушка звонила, высветилось ее имя и какая-та аббревиатура, что вряд ли кто-нибудь обратил бы на те буковки внимание. Но я хорошо понял, что они обозначают, точнее какого театра эта аббревиатура, тем более несколько дней до того редактировал страницу минских театров. Естественно при встрече я задал ей вопрос, из того ли она театра. Она сказала, что работает в администрации этого театра, а потерянный телефон принадлежит дочке режиссера, который приехал в Минск работать из Москвы. Я попросил ее дозвониться и сказать, что мобильник найден, чтобы убедиться, что телефон возвратится в свои руки. Она набрала родителей своей подруги, че-то там им сказала, а потом взяла трубку их дочка. И вот я услышал, что сказала своей подруге девушка, которой отдал телефон: ты вот все спрашивала, чего тут особенного в Беларуси? Люди! Вы понимаете, уважаемые читатели, какой случай произошел со мной? Нет, не то, что я там нашел мобильник, что этот мобильник еще какого-то московского режиссера и т.п. (мне в принципе, указывали на то, что я там упустил возможность познакомиться с кем-то там - да пусть хоть из Голливуда, в заоблачные страны не стремлюсь). А вот случай, что люди случайным образом высказывают те мысли, над которыми ты бился не один день. Если вы хотите услышать продолжение этой истории, то ее нет. Та девушка подвезла меня к дому, и мы попрощались. Правда, несколько раз перед этим попросил передать девушке, которая потеряла телефон, чтобы она обязательно прочитала "Акварельные краски". Уверен, не прочитали! Я так не верю в случайность; нет, не прочитали, я знаю…


лягушка поделитесь кнопка Поделитесь ссылкой:

2 ответы :

Хозяин Лягушатника
)
Еще из писем Сенеки:
"Я указываю другим тот правильный путь, который сам нашел так поздно, устав от блужданий. Я кричу: "Избегайте всего, что любит толпа, что подбросил вам случай! С подозрением и страхом остановитесь перед всяким случайным благом! Ведь и рыбы, и звери ловятся на приманку сладкой надежды! Вы думаете, это дары фортуны? Нет, это ее козни. Кто из вас хочет прожить жизнь насколько возможно безопаснее, тот пусть бежит от этих вымазанных птичьим клеем благодеяний, обманывающих нас, несчастных, еще и тем, что мы, возомнив, будто добыча наша, сами становимся добычей. Погоня за ними ведет в пропасть".
Юридические услуги
Родина человека - это его окружение. Красиво то как сказано

Отправить комментарий