Первый принцип

17 февраля 2011

Есть несколько рассказов и историй, в которых ассоциирую себя с действующими персонажами. Вообще же любой зритель в театре должен не только следить за ходом действия спектакля, но и наблюдать за собой и подмечать, кому больше всего сочувствуешь и с кем себя соотносишь – такая привычка помогает познать себя. Конечно, если вы ходите в театр, который дерзает воспитывать нравы своей публики. Итак, есть одна дзенская притча:

Первый принцип

надпись, первый, принцип
Когда путник подходит к храму Обаку в Киото, он видит вырезанные над воротами слова: "Первый принцип".
Буквы необычайно большие и ценители каллиграфии восхищались ими, как верхом мастерства.
Они были написаны Кодзеном 200 лет тому назад.
Когда мастер писал их, он изобразил их сначала на бумаге, с которой рабочие, увеличив, перенесли их на дерево. Когда Кодзен рисовал буквы, с ним работал самоуверенный ученик, который сделал несколько галлонов чернил для письма и никогда не упускал случая покритиковать работу своего мастера.
"Это хорошо," – сказал он Кодзену после первых его усилий.
"А это?" – "Плохо. Еще хуже, чем раньше," – произнес ученик.
Кодзен терпеливо исписывал один лист за другим, пока не набралось восемьдесят четыре "Первых принципа", ни один из которых так и не заслужил одобрения ученика.
Однажды, когда молодой человек вышел на несколько минут, Кодзен подумал: "Вот единственная возможность избежать его строгих глаз."
И он торопливо написал с умом, свободным от раздражения: "Первый принцип".
"Это – работа мастера," – произнес ученик.
Я всегда себя ощущаю как этот ученик. Кто бы что мне не рассказывал, я всегда критикую, во всем нахожу недостаток, ни в чьей работе не вижу образца. Да, я даже никого не могу назвать и близко мастером, иначе не вел бы этот блог. Хотя конечно, у меня хватает ума держать это при себе, - но какой у меня вид, когда я что-то держу при себе! И если я не могу вставить свое замечание, то теряю к этому интерес. Видно от этого суждено мне быть вечным студентом:

Вечный студент

вечный, студент, БНТУ, фото
По легенде, вечный студент не может умереть и никогда не стареет. Он живёт идеей, и в каком-то смысле сам есть идея, облачённая в плоть. Вечный студент вынужден скитаться вечно, переходя из страны в страну, из века в век,  из  ВУЗа  в  ВУЗ,  ведь знания людей тоже меняются. Возможно, когда наступит судный день, вечный студент признает, что истину он постичь не может, и тогда он будет прощён.
Существуют две легенды о появлении вечного студента. В  одной из них, будучи ещё учеником, студент рассмеялся над учителем, который не смог ответить на его вопрос. Когда же учитель отказался его дальше учить, вечный студент пустился в странствие, постепенно переставая быть человеком и становясь воплощением знания, поиска, надежды и бессмысленности, таким образом, он стал чем-то вроде призрака, блуждающего среди людей, но человеком уже не являющимся.
Другая легенда, явно более поздняя, появилась в Средние века. Странствующий студент, будучи выпившим с друзьями, рассмеялся над дьяволом, прокричав, что когда бы он смог столько жить среди людей, то наверняка бы познал, как можно склонить всё человечество на свою сторону, а заодно и как можно сотворить свой мир. Когда же явился дьявол, все друзья студента разбежались, но он с ухмылкой предложил дьяволу пари, что тот дарует ему вечную жизнь, а он получит такие знания, которые не смог получить дьявол. С тех пор вечный студент странствует по свету, и кто знает, может, тот грустный или веселый сокурсник, который учится даже после того, как успел поступить и закончить ваш младший братишка, и есть тот самый вечный студент?
Из студенческого фольклора.
Да, - я вечный студент! Проучившийся в трех университетах и не имеющий законченного образования. Недавно вычитал замечательное рассуждение по поводу высшего образования, которая объясняет, но не оправдывает меня. Ниже она выделена жирным цветом – о! как я с ней согласен. Вообще же, читайте абсолютно все, что связано с именем Александра Сергеевича Пушкина, но помните предостережение: “Бойтесь пушкинистов!”:
В то же время Пушкин сильно отговаривал меня от поступления в университет и утверждал, что я в университете ничему научиться не могу. Однажды, соглашаясь с его враждебным взглядом на высшее у нас преподавание наук, я сказал Пушкину, что поступаю в университет исключительно для изучения людей. Пушкин расхохотался и сказал: "В университете людей не изучишь, да едва ли их можно изучить в течение всей жизни. Все, что вы можете приобрести в университете, - это то, что вы свыкнетесь жить с людьми, и это много. Если вы так смотрите на вещи, то поступайте в университет; но едва ли вы в том не раскаетесь!" С другой стороны, Пушкин постоянно и настойчиво указывал мне на недостаточное мое знакомство с текстами священного писания и убедительно настаивал на чтении книг Ветхого и Нового завета.
Для нашего поколения, воспитывавшегося в царствование Николая Павловича, выходки Пушкина уже казались дикими. Пушкин и его друзья, воспитанные во время Наполеоновских войн, под влиянием героического разгула представителей этой эпохи, щеголяли воинским удальством и каким-то презрением к требованиям гражданского строя. Пушкин как будто дорожил последними отголосками беззаветного удальства, видя в них последние проявления заживо схороняемой самобытной жизни.
Кн. Павел Вяземский. Из собраний сочинений.

Искусство резать

Искусство, резать, Бронзы, ди Риаче

Оказывается, уже давно бытует мнение, к которому пришел через личный опыт: система высшего образования  больше дает возможность получить нужные знакомства, чем необходимые знания. Поэтому каждому вечному студенту надо прежде надеяться на самообразование, а обучение в университетах использовать с большой выгодой для себя, т.е. на передний план выдвигать цель в нахождении на перспективу нужных людей, которых там, как правило, наибольшая концентрация. Как когда-то ответил на вопрос  “как стать талантливым?” (теперь уже мой художественный руководитель курса в БГАИ) Рид Сергеевич Талипов: “Надо много общаться с талантливыми людьми”. Но вот тогда не праздный вопрос: будет ли у более талантливых желание общаться с менее талантливыми? И тут отвечает мой бывший руководитель курса Валерий Николаевич Раевский: “Надо быть всегда тактичным”. Теперь я согласен с этим, но не уверен, что за тактичностью не может спокойно скрываться трусость и заурядность. Тактичность (приемлемая мера) должна присутствовать там, где отсутствует мастерство (совершенная мера).
Если же у вас под конец моего повествования возник вопрос: в чем же заключается первый принцип? Думаю, во всем известной пословице: СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ, ОДИН РАЗ ОТРЕЖЬ. Иногда необходимо отмерить восемьдесят четыре раза, для того чтобы всего лишь один раз отрезать. Мне кажется, что в притче ученик и мастер – это одно лицо.

Студент вздохнул и задумался

В заключение, предлагаю вашему вниманию радиоспектакль "Студент", по одноименному рассказу Антона Чехова.
Есть в русской литературе XIX в. маленький шедевр - рассказ А. П. Чехова "Студент". Название его - банальнейшее из банальных: студент - герой большинства произведений русской прозы 1890-х годов. А вот содержание - в высшей степени оригинальное и во многом загадочное.


лягушка поделитесь кнопка Поделитесь ссылкой:

7 ответы :

Nina
Очень интересно и здорово написано! Я тоже постоянно училась и учусь и нахожу это удивительно интересным занятием. У одного современного философа я как-то прочла, что тяга к знанием где-то сродни вере в Бога. Знание неподвластно нам, но мы уверены абсолютное знание существует, отсюда и тяга к нему.
Насчет тактичных. Как показывает мой жизненный опыт, и я в этом не раз убеждалась, что за маской излишне вежливой личности может стоять предатель :(
Не понимаю, почему бесполезный блог! Мне, например, он не бесполезен - всегда нахожу что-то интересное и полезное для себя.
Nadya Pommier
Спасибо за историю, очень понравилась!
Belka29
про студента интересно...ведь все когда-то ощущают нечтно подобное))
Хозяин Лягушатника
Да? А я думал, что только я)
Хозяин Лягушатника
Рад, что понравилось.
Хозяин Лягушатника
Век жив век учись! Или как Ленин говорил: учиться, учиться... и еще раз учиться.
Да, где-то знания и вера в Бога - это сродни. Вера, по-сути, - это и есть знания, только без возможности эмпирического опыта. Абсолютное знание - можно назвать не только Богом, но и Сутью, Истиной. Тяга к этому - это и есть вера, что оно существует.
Все-таки тактичность - это в нашем несовершенном мире есть необходимая вещь, но она не есть что-то, к чему надо стремиться как к идеалу.
Я рад, что мой блог кому-то полезен - на это и рассчитано, но для меня в нем есть и какая-та доля бесполезности: уделяю время этому, а не другому (прежде, надо критиковать свою собственную деятельностью). Для меня, по принципу наибольшей пользы, есть вопросы)
Хозяин Лягушатника
В нашем несовершенном мире - стоит добавить: в нашем несовершенном людском мире.

Отправить комментарий