Культура Беларуси между европейскостью и евразийством

03 февраля 2011

Когда я задаюсь каким-нибудь вопросом, и начинаю думать над ответом, подсказки приходят с разных сторон (как бы случайно). Вот сегодня попалось в новостях:

Европейскость и евразийство

"Особенность белорусской культуры - в ее европейскости, а европейскость подчеркивает белорускость. Уникальность нашей культуры в ее традициях, накопленных народом", - отметил министр культуры Беларуси Павел Латушко. (Латушка: культурный потенциал Беларуси за последние годы сохранен и приумножен - http://www.belta.by/ru/all_news/culture/Kulturnyj-potentsial-Belarusi-za-poslednie-gody-soxranen-i-priumnozhen---Latushko_i_541398.html)
карта, Великое Княжество Литовское, ВКЛ
Карта,  Великое Княжество Литовское, 15 век.
Чем слова министра культуры РБ отличаются от моих? Не только тем, что мой блог читают всего лишь под сотню, а его слушает вся окультуренная часть Беларуси. Принципиально тем, что высказывания господина министра - это идеология, политика, руководство к действию. А мои опусы - это фольклор, желание к действию, так сказать глас в глаз (у по-настоящему великих поэтов получается: глас народа в глаз дракону).
Я считаю, на сегодняшний день в Беларуси есть неразрешимое противоречие, которое лишает целостности и перспективы к плодотворному развитию белорусскую культуру. Давайте вначале попробуем разобраться, что же такое европейскость? В словарях ответа не нашел, но думаю не сильно ошибусь, если дам направление этому определению, хотя не раскрою. Это и менталитет, и составная мышления, и мировоззрение человека, и осознание себя принадлежащим к той или иной социально-культурной общности; - исторически сформировавшееся на определенной территории под влиянием многих факторов (религия, природные явления, экономические отношения и т.д.), и наконец, все это обуславливает поведение людей.

Культура Беларуси

Вот как ни крути, не чувствую в себе европейскость (как я ее понимаю) и не вижу для себя в этом какой-то уникальности. С любым европейцем (немцем, поляком, итальянцем) мы будем разговаривать не только на разных языках, но и с разным пониманием, даже если убрать личное развитие каждого. Одному будет черно-красно-желтое, другому бело-красно-зеленое. Хоть мы и сойдемся на красном, но каждый будет видеть или белое, или черное. Один, услышав эти цвета, угадает в этом государственные флаги стран, другой вспомнит раскраску кроссовок и ветку рябины на снегу. Мировоззрение разное, как и разное чувство близости тех или иных событий. Мне гораздо легче сопереживать аварии во Владивостоке, чем в какой-нибудь Чехии. А чеху наверно все равно будет: произошла ли авария в Беларуси или Казахстане. Здесь соотнесение себя к разным общностям. Можно продолжать и дальше, принципиальных отличий между нами найду гораздо больше, чем схожих взглядов (что тоже конечно есть). Отчего же не могу принять и привить в себе западную культуру, хотя во многом это было бы логичнее? Ответ в том, что  осознаю себя носителем не европейскости, а евразийства. О евразийстве много писали еще в начале 20-го века, хотя сегодня это понятие не сильно популяризовано. На мой взгляд, и здесь я совершенно не соглашусь с Латушкой, особенность белорусской культуры и большинства белорусов в евразийстве. Это доказывают и последние политические события в нашей стране. Я не отрицаю европейскость, а лишь ставлю на первое место евразийство.
Исторический путь становления и развития белорусской культуры является сложным и противоречивым. На этом пути были периоды настоящего взлета, но случалось и такое, когда само её существование оказывалось под серьезным вопросом. К счастью, в самые трагические для белорусской культуры времена у неё всегда находились надежные защитники, и процесс духовного распада останавливался, начиналось её возрождение и восхождение новым высотам. Особенно значительные события в развитии белорусской культуры связаны с социально-политическими преобразованиями, происшедшими на Беларуси после революций 1917 года.

Белорусская культура между морями и континентами

Для современной Беларуси трагична не только ситуация выбора между Европой и Евразией, между морями и континентами, но и драматично, что внутри ее самой искусство противоречит культуре: искусство стремится на запад, а белорусская культура смотрит в другую сторону. На двух стульях не усидишь, как и двум хозяевам не послужишь. В конечном итоге останется только космополитизм…

Между морями и континентами.


лягушка поделитесь кнопка Поделитесь ссылкой:

5 ответы :

Хозяин Лягушатника
Ната, так я не говорю, что все в Беларуси страдают евразийством. Конечно, есть достаточное число людей, которым присуще западничество (вылетело из головы это слово - оно более правильное, но менее политкорректно для Латушки). Но все же по моим наблюдениям населению Беларуси скорее ближе идея евразийства, чем западничества. С другой стороны в среде творческой интеллигенции соотношение обратное. Это ничего не доказывает, а объясняет в поведении (деятельности) людей. И это противоречие, как написал выше, лишает целостности и какой-то самодостаточности белорусскую культуру.
Ekaterina Sumkina
Очень любопытно - искусство противоречит культуре - это не только в Белоруссии....
Ekaterina Sumkina
Занятно - я думаю, что так дела обстоят не только в Белоруссии...
Хозяин Лягушатника
Искусство и культура - это вообще совершенно разные категории бытия)
Хозяин Лягушатника
Такие дела только в Беларуси). В Москве, например, актуальнее рассматривать систему Москва-Васюки (остальная Россия).

Отправить комментарий