Лицедейство лицемерия

24 января 2011

Правда – вроде дворняги; ее гонят в конуру и бьют арапником, 
а любимая сука греется у камина и портит воздух.
У. Шекспир
лицедейство
Обман зрения. (отойдите от монитора)
Продолжаю тему опроса "Что такое современный театр?":

Лицемерие театра - лицедейство в самом плохом смысле


Театр - это лицедейство. Всем понятно, что в театрах актеры надевают на себя маски различных персонажей, разыгрывают разные истории и пытаются заставить поверить зрителей в происходящее. Чем лучше актер умеет перевоплощаться, или попросту говоря притворяться, тем больше мы его ценим и им восхищаемся. Но находятся разные религиозные деятели, философы и другие люди, которые усматривают в этом некое ужасное явление и начинают порицать театр за его игру в жизнь на подмостках. Мол, душа актера, который играет какого-нибудь убийцу, продается князю мира сего (одно из первых имен которого - ЛОЖЬ), или там какая-нибудь актриска ни разу никого не любившая создает ложный образ любящей женщины, тем самым порочит святость любви. И так далее и в таком отношении к театру. В принципе, со многими доводами о театре, как искусства лицедейства, согласен, в театре действительно лгут, как бы это не оправдывали и какими бы замысловатыми терминами это не прикрывали. Да и бесследно ничего не проходит для тех кто лицедействует. Но все же руководствуясь этими доводами  никогда не стану на сторону порицателей театра, т.к. актеры в театре просто  дети по сравнению с лицедействующими в действительной жизни. Мы сами все лжем...

Я правду расскажу такую о театре, что хуже всякой лжи!


"Нет правды на земле, но ее нет и на небе!" - говорит Шекспир устами своего вымышленного героя. Неужто правду (истину, действительность, объективное - кому какой термин нравится) мы найдем в театре? Да и ищет ли кто эту правду? Да и нужна ли она?  Да и наконец, что такое правда? Лицедейство театра не в лицедеях, а в отсутствии правды.
Наивысшим достижением в театральном искусстве, как и в любом другом, считается катарсис (возвышение, очищение, оздоровление), или момент наибольшего эстетического переживания. Интересно, часто ли театралы переживают катарсис? Думаю нет, и подозреваю, что многие никогда. Нет правды - нет никакого потрясения у человека. Лицедейство, лицедейство, одно лицемерие... - это самое скучное и ужасное, что может быть в театре.
В числе глупцов есть некая секта, называемая лицемерами, которые беспрерывно учатся обманывать себя и других, но больше других, чем себя, а в действительности обманывают больше самих себя, чем других.
Леонардо да Винчи.
Мы не должны смешивать понятия лицедейства и лицемерия. Лицедейство - это сознательное ношение маски, когда окружающие в курсе происходящей игры, и обычно это носит некий ритуальный характер направленный на преобразование действительности. А вот лицемерие имеет другие корни, когда противоречия между внешним и внутренним миром человека толкают его на злонамеренные поступки прикрываемые ложью, как от окружающих, так и от себя самого.

Скажи правду и никто не останется равнодушным!


Фильм "Психологические эксперименты над детьми в СССР" - вот корень лицемерия:



А это вообще убойное видео! Сам только что посмотрел. Это и есть театр. Видео "Психологические эксперименты над студентами в СССР: как легко убедить во лжи (продолжение): искусство лицедейства":



лягушка поделитесь кнопка Поделитесь ссылкой:

26 ответы :

olenenochek
А никто и не ходит в театр в поисках правды. Кто-то хочет просто расслабиться, кто-то погрузиться в волшебный театральный мир. В фильмах тоже нет правды, однако ж мы смотрим их)))
Хозяин Лягушатника
Правильное замечание написали. Я согласен с вами.
Да, мы не ходим за правдой ни в театр, ни в кино, и книжки читаем не затем, чтобы докопаться до истины (по-крайней мере, во многих случаях).

Только не зря и я дал это определение театру.

Вечером отвечу более развернуто.
Хозяин Лягушатника
1. Театр - это искусство лицедейства. Бесспорный факт. Актеры в театрах выдают себя за тех, кем они не являются и близко. Наиболее талантливые лицедействуют на уровне души, а не только кривляются.

2. Это лицедейство в театре, на которое обращают все внимание, я не считаю чем-то уж особенным и достойным порицания вплоть до анафемы. Так как все люди не с меньшим успехом зачастую лицедействуют в жизни, хотя бывают и исключения. Например, понаблюдайте за собой, как вы изменяетесь оказываясь в разных ситуациях или компаниях. И не мудрено, мы тренируем свое левое полушарие на подобное лицедейство с самого раннего детства различными играми. И творчества как такового здесь нет, оно возникает только при взаимодействии с правой половиной (которая никогда не лжет) при особых условиях. Но не о том.

3. Так вот, театр, как коллективное искусство, еще лицедействует коллективом. Это уже серьезнее, ответственность где-то на уровне драматургов, режиссеров, художников. Создаются иллюзорные цели и ложные образы. Но и здесь нет у театра (в том числе кино) пальмы первенства в лицедействе. Те же различные политические партии, религиозные секты, или там какие-нибудь фирмы по продаже самых лучших средств от ожирения, не в меньшей степени скрывают свои настоящие лица.

4. Но есть еще более глубокие пласты, где у театра нет никакой необходимости и потребности в лицедействе, а наоборот, там он может проявить свою силу, но он все-равно врет. По привычке что-ли....
О чем я говорю? О ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ! действительности человеческого бытия.
Реальность, окружающий мир, современность, правдоподобие, актуальность, - все это для меня совершенно пустые слова, когда я прихожу в театр!

5. Действительность (из словаря):
"– объективная реальность как конкретно развитая совокупность природных и общественно-исторических явлений; всё существующее с необходимостью как результат закономерного развития природы, общества и духовной культуры в ее объективном значении. Действительность обычно противополагается фантазиям, иллюзиям, неосуществленным и неосуществимым планам, намерениям, нереализованный возможностям и видимости, скрывающей подлинную картину и содержание явлений, событий, взглядов и теорий. Действительность раскрывается как система реально существующих фактов, понятая в их конкретно-историческом взаимодействии, в процессе ее саморазвития, в ее конкретной сущности, так как она складывается на самом деле независимо от воли и сознания людей. Каждое отдельное явление в общем контексте действительности может иметь совершенно иное значение и содержание, нежели будучи искусственно или естественно изолировано от нее. "

6. Так вот, театр - это лицедейство в самом плохом смысле! Хотя это не единственное определение, которого я придерживаюсь.)

P.S.
На ваше возражение: "А никто и не ходит в театр в поисках правды. Кто-то хочет просто расслабиться, кто-то погрузиться в волшебный театральный мир."Отвечу так: Вы просто не осознаете, как расслабляет и погружает в волшебный мир ПРАВДА в искусстве.
и на "В фильмах тоже нет правды, однако ж мы смотрим их)))"
И в самых плохих фильмах есть правда, только ее очень и мало и она малюсенькая, оттого они и плохие.)
А смотрим мы их, т.к. ничего другого не остается...

Расслабляешься, когда снижается оказываемое на тебя давление, освобождается энергия.
Михаил
Ну и картинка... Бр...
Хозяин Лягушатника
ага)
Mikby
"Жизнь - театр, а люди в ней - актеры", - прав был Шекспир. Редко бываю в театре. В жизни театра, как самого плохого лицедейства, намного больше. Хотелось бы наблюдать хорошее лицедейство в театре, но если театр - отражение жизни, то каким лицедейство в нем может быть? Помню, что последний спектакль смотрел "Слуга двух господ", а видел несколько представлений - игру актеров, режиссерскую работу, если так можно назвать, в спектакле были охранники с мобильными телефонами, настолько современная версия, а еще один спектакль смотрел в зале, наблюдая за зрителями. Поэтому обобщая соглашусь, что современный театр - лицедейство в самом плохом смысле. Имею в виду белорусский театр, с театром других стран не сталкивался еще дольше. Хочется верить, возродится театр, как зеркало нашей действительности.
Хозяин Лягушатника
"Жизнь - театр, а люди в ней - актеры" - но Шекспир не ответил нам, кто зрители этого спектакля. Может наши потомки?

Да, всегда надо надеяться на лучшее.)
Mikby
Возможно и потомки, но как быть с театром одного актера? ))) Кстати картинка очень прикольная хочу себе в блог перетащить, но не знаю у кого разрешения просить и кого прославить? ))) Еще есть разговор по поводу системы комментариев disqus, не сочтите за спам, когда сброшу ссылочку.
Хозяин Лягушатника
У каждого человека есть внутренний монолог - это и есть театр одного актера. Мы сами перед собой часто разыгрываем спектакли. Там мы и актеры, и режиссеры, и зрители.)

Картинку эту я впервые увидел в каком-то научном журнале года два назад, сейчас уже не помню где именно.

Ссылку кидайте.
Mikby
Режиссура и мастерство актера мне не чужды, была попытка остаться на этом поприще, поэтому сейчас в театре бываю как зритель. И еще не увидел в перечне театров областного драматического и театра кукол из г. Гродно.
Хозяин Лягушатника
Там только список минских театров. Против Гродно ничего не имею против. Мне просто было лень собирать все театры Беларуси, может потом. Этот список я для своего удобства делал (ну и другим может пригодится). Еще не во всех театрах Минска был, о некоторых только вот из таких списков (не густо!) и узнаешь. В основном хожу по академическим театрам.
Хозяин Лягушатника
Добавил в сообщение убойное видео по теме.
Mikby
Отличный фильм! Он отдельного поста достоин! Обязательно использую в своем блоге.
Хозяин Лягушатника
Да, отличное видео. Это еще не все нам доступно. Тогда много ставили подобных экспериментов. Пусть уж будет в этом посту. Я про другое хочу написать. А это тема немножко раскрыта.
Mikby
Вот ссылка на пост о том, что получилось при переходе комментирования на disqus, прошу высказать собственное мнение - http://pornosajt.blogspot.com/2011/02/disqus.html
Хозяин Лягушатника
ок)

P.S. Пишите плиз в гостевой не касающиеся темы поста.
Chink13
Какие вежливые дети: каша вкусная, но больше не хочу. А то, бывает, некоторые как начнут рубить с плеча: "что-то у тебя пицца сегодня не получилась". Зачем мне эта правда? ;) Хочу быть обманутой! :)
Хозяин Лягушатника
О! дети бываю иногда так начнут рубить сплеча, что хуже всякой лжи)))
Из недавнего: бабушка, зачем ты красишь губы? ты же уже некрасивая!)))

А раньше - да, детей лучше воспитывали.
Nekto
Думаю у Шекспира всё несколько глубже - каждый должен сыграть, правильно предназначенную ему роль.
Хозяин Лягушатника
Для кого правильно?
Nekto
Правильно с точки зрения вечности. Т.е. по большому счёту, в первую очередь, для себя.
Nekto
З.ы. Думаю что и роль для себя каждый пишет заранее сам. И одним из зрителей, является он же.
Хозяин Лягушатника
Вот недавно попалась хорошая статья. Хотя с точкой зрения автора на Булгакова не совсем согласен, но в контексте этой статьи принимаю.
http://www.yermak.com.ua/txt/pol/art_stalin.html

"«Весь мир – театр, а люди в нем – актеры» - сказал некогда Шекспир. А его соотечественник Джером К. Джером развил эту мысль, расписав подробности лицедейства. Дословно не вспомню, но примерно так: «Дамы и господа! Сейчас старина Смит, который взобрался на вот это шаткое сооружение, которое мы будем считать кораблем, будет изображать из себя свирепого пирата. А почтенная миссис Смит будет изображать из себя невинную девицу, которая этого пирата ужасно боится. Мистер же Джонс, который размахивает деревянным мечом, будет делать вид, что он отважный джентльмен, который спасает невинную девицу от пирата…» Ну, и так далее, и тому подобное."

...

"Вот в чем суть различий между Булгаковым и Сталиным. Одному нужны воля, деньги, сила, слава – для себя, другому – справедливое устройство жизни, открытые пути в жизни для всех, предоставление возможностей не по статусу родителей, а по своим талантам для всех. "

...

"По Сталину – просвещать, учить, воспитывать, превращать в людей, как бы трудно и сложно это ни было. По Булгакову – снова превращать в собак. Вот в этом и различие, в этом и проблема. "
Хозяин Лягушатника
Шекспир, пьеса "КАК ВАМ ЭТО ПОНРАВИТСЯ"
монолог Жака (акт 2 сцена 7):

Весь мир — театр.
В нем женщины, мужчины — все актеры.
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль.
Семь действий в пьесе той. Сперва младенец,
Ревущий громко на руках у мамки...
Потом плаксивый школьник с книжкой сумкой,
С лицом румяным, нехотя, улиткой
Ползущий в школу. А затем любовник,
Вздыхающий, как печь, с балладой грустной
В честь брови милой. А затем солдат,
Чья речь всегда проклятьями полна,
Обросший бородой, как леопард,
Ревнивый к чести, забияка в ссоре,
Готовый славу бренную искать
Хоть в пушечном жерле. Затем судья
С брюшком округлым, где каплун запрятан,
Со строгим взором, стриженой бородкой,
Шаблонных правил и сентенций кладезь,—
Так он играет роль. Шестой же возраст —
Уж это будет тощий Панталоне,
В очках, в туфлях, у пояса — кошель,
В штанах, что с юности берег, широких
Для ног иссохших; мужественный голос
Сменяется опять дискантом детским:
Пищит, как флейта... А последний акт,
Конец всей этой странной, сложной пьесы —
Второе детство, полузабытье:
Без глаз, без чувств, без вкуса, без всего.
Анонимный
Уважаемый автор, я в шоке. Вы приводите, как правило (т.е. правду) слова Шекспира, Леонардо да Винчи, великих людей искусства, но тогда это парадокс! На сцене лишь пересказ великих произведений авторами которых является кто???? Я смешней в своей жизни ничего не читала. Театр - это удивительный мир, лакмусовая бумага, спомощью которого можно заглянуть себе в душу.
Анонимный
Современный театр плох. С ним просто беда. И я разделяю на него взгляд С.Юрского. Беда с театральной школой. Актёрам лень или их не научили перевоплощаться , долго вживаться и меняться. Профессиональные артисты стали играть, как в советсткой самодеятельности. Фальшь на фальше и фальшью погоняет…

Отправить комментарий