О вкусах спорят

21 января 2011

Читать еще на эту тему: художественный вкус.
Что формирует наши вкусы в искусстве и спорят ли о них? - на эту тему у меня возникла небольшая дискуссия (к сожалению страница, где произошла дискуссия удалена). Да, о ВКУСАХ СПОРЯТ, еще как спорят! И нет ничего зазорного кому-то доказывать разницу и утонченность настоящего вина столетней выдержки от плодово-ягодного толочинского разлива, особенно если вы не только умеете РАЗЛИЧАТЬ сам вкус, но и видеть качество вложенного ТРУДА.

О вкусах спорят - искусством восхищаются

Мелодрама, спектакль, театр, Домье, гравюра
Мелодрама
Антракт, театр, зал, зрители, Домье
Антракт
Литературная, дискуссия, спор, вкус, второй, ярус
Литературная дискуссия во втором ярусе
Заключение, речь, а-ля, Демосфен
Заключение речи а-ля Демосфен
Актеры, шахматы, Домье, картина
Актеры

Многие же спорят о своих интересах - называя это вкусом. От таких обсуждений лучше уходить подальше. Для обладателя настоящего вкуса (в т.ч. художественного) нет разницы ходишь ли ты в театр или на рыбалку. Вот истину говорю: в том же маленьком городе Толочине есть люди, ни разу не ходившие в театр, а в понимании ПРЕКРАСНОГО дадут фору многим заядлым "театралам".
Для театра на мой взгляд, как ни для другого искусства, особенно важно уметь различать прекрасное от безобразного в нашей обычной ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ.
Статья из словаря:
ВКУС - способность к наслаждению, ощущению, чувственному, эмоциональному восприятию действительности. Например: вкушать радости жизни. Наличие у человека вкуса определяет возможность эстетического отношения к миру. Отсутствие вкуса писатель А. Франс считал "самым большим грехом, единственным, не подлежащим прощению". Вкус - прирожденное качество, но он может развиваться и воспитываться. "Эстетический - доступный чувственному созерцанию; выполненный со вкусом". Развитие, совершенствование вкуса предшествует эстетической и художественной деятельности. Поэтому выражение "о вкусах не спорят" справедливо лишь в том смысле, что вкус - данное человеку природой свойство и он индивидуален, субъективен. Но это определение недостаточно, поскольку "зачаточный" вкус отдельных людей вследствие общения между собой, с природой, произведениями искусства с неизбежностью впитывает вырабатываемые обществом эстетические представления, этические нормы и правила поведения. "При всем разнообразии вкусов существуют общие принципы, единообразно присущие человеческой природе". Поэтому вкус, имея чувственную основу, включает и моменты рационального мышления, хотя и отличается от всех других форм эстетического сознания своей целостностью, спонтанностью и синкретичностью. "Знаток вкусов" эпохи французского Просвещения Д. Дидро писал, что вкус - это "дар распознавать прекрасное, достоинства и недостатки так же быстро, как это происходит при дегустировании изысканной пищи. Вкус предшествует размышлению, он склонен к наслаждению... Гурман моментально распознает все оттенки; знаток, лишь бросив взгляд, сразу видит соединение грубости с изяществом, смешение стилей, недостаток формы, он почувствует отвращение к банальности и пошлости, поверхностности эклектики и однообразию стилизации... Подобно тому, как плохой вкус, в физическом смысле услаждается лишь слишком пикантными и слишком изысканными приправами, плохой в искусстве удовлетворяется лишь украшениями". Показательно, что противопоставление "хорошего" и "дурного" вкуса было возведено в степень стилистических категорий в "споре о древних и новых" - сторонников Классицизма и приверженцев Барокко в XVII столетии. В XVII—XVIII вв. словом "вкус" называли те или иные проявления художественного стиля. К примеру, говорили: произведение выполнено "в греческом вкусе" или "в готическом вкусе". Исторически "чувствительность к прекрасному" прогрессирует вместе с развитием искусства, и, хотя она "дополняется рассудительностью", "норм вкуса" не существует. В то же время воспитание вкуса необходимо. Так же как для развития речи следует изучать литературу, для развития культуры слуха - осваивать основы музыкальной грамоты, точно так же для воспитания чувства формы, цвета и пространства нужно иметь опыт работы с красками, учиться рисованию и лепке. Эстетический вкус, безусловно, составляет основу художественного мышления, но не тождествен ему, поскольку для художественного творчества нужен особый дар. Воспитанные многолетним трудом и опытом индивидуальный вкус, чувство стиля, манера работы художника служат основой стилистической критики, оценки и атрибуции произведения искусства. Индивидуальный вкус знатоков, эстетов, элиты неизбежно отделяется от инертных вкусов неискушенной публики, недостаточно эстетически образованных людей. Поэтому и появляется проблема "хорошего", или "высокого", и "дурного, низкого" вкуса, их взаимодействия, эстетического воспитания и "подтягивания" массовых вкусов до уровня профессионального элитарного сознания. Однако парадокс ситуации и терминологический нонсенс как раз и заключаются в том, что не может быть низкого или второсортного вкуса: либо он есть, либо его нет. Преобладание рационального, логического мышления, прагматического и техницистского сознания также тормозит развитие вкуса, связанного с чувственной, эмоциональной сферой психики. Люди могут спорить о вкусах всю жизнь, но если у человека нет вкуса - он не художник и не поэт, и красота для него существует лишь теоретически. Вкус, как и воля к творчеству, движет науку, политику, философию; из вкусовых пристрастий вырастают мнения, представления, идеи, концепции. В конечном итоге все основано на вкусе к жизни.
slovari.yandex.ru/~книги/Словарь изобразительного искусства/Вкус/

Спор о прекрасном в картинах и гравюрах Оноре Домье

Совет, молодому, Художник, исполнитель
Совет молодому Художник исполнителю
торговцы, гравюры, , Домье
У торговца гравюрами
Любитель, эстампов, Домье
Любитель эстампов
Собиратели, гравюр, Домье
Собиратели гравюр
Гид, коллекционеры, Домье
Гид коллекционеров
Визитёры, мастерская, Художник, Домье
Визитёры в мастерской Художника
Домье, Гравюра, Эксперт
Эксперт
Домье, Гравюра, коллекционеры
Гравюра коллекционеров
Месье, Домье, Оноре, серия, очаровательно
Месье Домье, ваша серия...очаровательна...
Да, спасибо Оноре Домье за прекрасную серию!
Например, тезис: "это здание в высшей степени красиво". Как доказать этот тезис? "Красота" не доказывается, а чувствуется, "раскрывается". Одним словом "о вкусах не спорят". Не станет обычно спорить серьезный человек о пустяках - "из-за выеденного яйца", как говорят иногда. Особенно, если есть вопросы первостепенного значения, важные и значительные. Когда имеются очень важные интересы, а спорят, опуская их, из-за мелочей, "из-за чепухи", то спор называется византийским спором. Такими спорами богата всякая кружковщина, пережившая медовый месяц объединения. В них впадает обмелевшая наука, вроде старой схоластики, опускавшей под конец важнейшие вопросы богословия и серьезно спорившей иногда о том, был у Адама пуп или нет, и что раньше сотворено, курица или яйцо.
С. Поварнин "Искусство спора".


лягушка поделитесь кнопка Поделитесь ссылкой:

0 ответы :

Отправить комментарий