Обсуждение спектакля

14 сентября 2010

ДЕРЕВО
Увидя, что топор крестьянин нес,
«Голубчик», Деревцо сказало молодое:
«Пожалуй, выруби вокруг меня ты лес,
Я не могу расти в покое:
Ни солнца мне не виден свет,
Ни для корней моих простору нет,
Ни ветеркам вокруг меня свободы,
Такие надо мной он сплесть изволил своды!
Когда б не от него расти помеха мне,
Я в год бы сделалось красою сей стране,
И тенью бы моей покрылась вся долина;
А ныне тонко я, почти как хворостина».
Взялся крестьянин за топор,
И Дереву, как другу,
Он оказал услугу:
Вкруг Деревца большой очистился простор;
Но торжество его недолго было!
То солнцем дерево печет,
То градом, то дождем сечет,
И ветром, наконец, то Деревцо сломило.
«Безумное!» ему сказала тут змея:
«Не от тебя ль беда твоя?
Когда б, укрытое в лесу, ты возрастало,
Тебе б вредить ни зной, ни ветры не могли,
Тебя бы старые деревья берегли;
А если б некогда деревьев тех не стало,
И время их бы отошло:
Тогда в свою чреду, ты столько б возросло,
Усилилось и укрепилось,
Что нынешней беды с тобой бы не случилось,
И бурю, может быть, ты б выдержать могло!»

Иван Андреевич Крылов
Картина Левитан Золотая осень
Картина Левитан Золотая осень

Обсуждение спектакля Женщина Бергмана

Всегда любил басню Крылова "Дерево" - высшая математика, четко, ясно и мораль есть. Когда энергия так и бьет из меня, вспоминаю ее, дабы довериться мудрости старших поколений. Что воевать с пенсионерами? Сами отпадут, какие бы вековые дубы не стояли! Вообще же, ни смотря на то, что эти дубы бояться упасть, а молодые думают, что не появится у них этого страха, этот круговорот природы мне скорее видится комедией, чем трагедией. Вот осень - листья желтеют и отпадают - красота! Благодатные дни. Собирай урожай. Скоро другая весна!!! Что жалеть эти тленные листья и делать из этого трагедию? Тут нет никакого театра. Одна лирика: прислушивайся к неясному шепоту и пиши эпитафии в назидание весенним цветам, чтоб также успели опылиться и оставить память о себе последующим росткам. Другое дело позднюю весной ударили морозы, или сломало ветку летней грозой, или пожар в лесу - тут случай и театр - вот трагедия! Листок на сломанной ветке не отпадает, не сбивается ветром в кучу таких же желтых листьев, а незаметно и бессмысленно вянет. Но такое мое понимание театра, как оказывается не всем по душе и среди них много пенсионеров. О чем думают эти пенсионеры, я признаться не знаю, но очень за них переживаю, т.к. у меня родители пенсионного возраста. И конечно, лично понимаю всю печаль предстоящей неизбежности - но в этом не вижу горе!!! Горе - это когда старшее поколение хоронит молодое, когда молодые хоронят друг друга. А когда пенсионеры друг друга - это просто печаль, грусть с надеждой на радость в молодых. Прошу прощения за свое пространное и возможно спорное вступление, но без этого я не смогу объяснить свое отношение к спектаклю, который я сегодня видел. В РТБД (Республиканский Театр Белорусской Драматургии) состоялся общественный просмотр спектакля "Женщина Бергмана" по произведению Н. Рудковского, постановка Валерия Анисенко, по случаю выдвижения спектакля на Государственную премию Республики Беларусь. После просмотра состоялось обсуждение спектакля, собственно ради чего как я понял, был организован этот театральный вечер. Оказывается, по протоколу ответственные лица должны услышать отзывы зрителей, дабы Госпремия не превращалась в обычную распилку каких-то наград и чего-то стоила нематериального в глазах общественности, или чтобы ответственные лица в следующий раз были еще более ответственными. Например, я вот когда слышу: лауреат государственной премии СССР - у меня сразу отпадает всякое сомнение по поводу такого человека, т.к. хоть там и были всякие неточности (кто первый среди первых), но только среди достойных. Итак, пересказывать спектакль нет смысла, многие его видели, лучше сразу перейти к обсуждению. Стоит только добавить, что спектакль с успехом проходил во многих странах, в том числе получал какие-то награды в Европе. Что я далее о нем напишу и что о нем говорили сегодня зрители, вряд ли это будет полной оценкой. Началось обсуждение скромно, с раскачкой. От простой похвалы, потом к восхищению и уже доносились слова "гениально" и т.п. Выступали врачи, актеры других театров, философы, поэты и другие. Моя рука все сильней и сильнее преодолевала робость и вот, наконец, мне дали слово. И хотя как оратор я редко практиковался, еще страх перед публикой у меня сохраняется, но теорию я когда-то очень серьезно изучал, поэтому тех, кого я хотел вывести из себя своей не сильно пламенной речью, те изобличали сами себя пытаясь доказать всем, что я мягко говоря заблуждаюсь. А то, что моя речь достигла цели - были одобрительные глаза у значительной части зрителей (возможно не большей). Этот момент я пишу не для своего тщеславия, а для тех людей, которые, совершенно не зная человека, и даже не пытаясь его выслушать, во всеуслышание говорят о его низком умственном развитии и о его совершенном не понимании искусства. Сначала я подумал, что меня не хотят слушать, т.к. все это обсуждение очередной маскарад, для галочки. Собрались, увидели, промолчали и разошлись. Но потом я увидел, кто против меня выступает. Оказывается, по большей части со мной не согласились пенсионеры! Причем это несогласие было их искренним выражением гнева к моим словам. О чем же я говорил? Самая первая моя мысль - это что спектакль по большей части рассчитан на европейский менталитет, от этого некоторые наши зрители не до конца понимают смысл. У нас все-таки восточнославянский менталитет (который некоторые считают варварским и не культурным). В этом я вижу успех этого спектакля на западном фронте. Хотя не вижу кардинальных различий в данном случае, скорее какое-то препятствие для полного понимания белорусским зрителем. И характеристику этого спектакля, высказанную другими участниками обсуждения, как современный, я уточнил словом - модный. У нас мода на западные стандарты, на их мышление и эстетику. Таких спектаклей в Беларуси сейчас не мало. Но это же не значит, что от этого он становится в моем понимании хуже, просто он стал типичным. Прошелся я по драматургии. Высказав, что текст Рудковского по сути слабый. Совершенно не прописан событийный ряд, плохо выведены характеры (это не успел сказать), концовка не имеет хоть какого-то логического завершения. Но при этом, похвалил сам спектакль, т.к. вопреки этому тексту (а по другому не знаю, как назвать) спектакль получился не плохим, и отдал должное режиссеру. Спектакль Женщина Бергмана держится на атмосферности и додуманной театром мысли. Здесь спору нет, даешь Госпремию! Я кстати, несколько раз акцентировал внимание, что спектакль достойный - но меня мало кто слышал в зале. Вот уж поистине восточнославянский менталитет (в том числе у тех, кто со мной спорил): или все, или ничего! Прекрасная жажда совершенства. Не может наш человек хоть что-нибудь признать, если у него возникнет хоть маленькое сомнение, проскочит малюсенькая мысль, что вот что-то не совсем идеально - тогда взбунтуется и все снесет, напрочь, при этом будет спокойно мириться с чем-то худшим, но не претендующим на какой-то идеал. Некоторые считают, что Запад давно утратил эту творческую жилку, поэтому и загнивает в благополучии. По поводу моего высказывания об отсутствии хоть какого-то действия на сцене, некоторые утверждали, что события - это переживания героев, их чувства и тому подобные сопли. Что мне ответить? Есть события, а есть слезы с соплями, после этих событий, или просто какие-то непонятные для мужчин слезы у женщин по поводу и без повода, дабы потом появился этот самый повод. Но события в театре (учим матчасть!) - это не просто что-то такое, что на кого-то влияет, событие - это факт, происшествие и т.п., которое влияет на всех персонажей! Вроде: рубят сад, военная часть передислоцируется в другой город, в деревне коллективизация и т.д. Самое интересное, что этого не знают уважаемые критики! Конечно, спектакли не только могут быть без событий, они прекрасно существуют на Западе. Эта эстетика появилась на почве западной социальной "обустроенности" общества, когда всех ведьм попалили, все лишние сады вырубили, военные части в Афганистане все разместили - можно спокойно удариться в созерцание бессознательного психоанализа и поискать химер в своих мечтах. У нас общество пульсирует в другом ритме и плоскости, поэтому театр, как некое социальное зеркало, пока что предполагает события, с всеобщими переменами. И все же, почему я также выступаю за Госпремию? Потому что нам никогда не догнать Запад! И я тут уж который раз пытаюсь высказать эту мысль, что не нужно нам гнаться за Западом, а быть мудрыми. Спокойно учиться, смотреть как там у них, что-то сравнивать, лучшее по нашим меркам перенять и переварить. Эталон не там, а тут - мои авторитеты все здесь! Вот и в этом спектакле все равно РТБД вставил нечто чуждое этой бессюжетной эстетике запада и от корня наше. Но некоторые пенсионеры этого не понимают, как возлюбили в середине восьмидесятых западные идеалы (на западе этих идеалов давно уже нет, сегодня совершенно другое рулит), так и до сих пор им хоть кол на голове чеши, они будут кричать, что их не понимают. Итак, спектакль про оперную певицу, которая потеряла голос и попала толи в психбольницу, толи в какое-то специальное медучреждение, где больным возвращают голос (очень уж не понятно все-таки какая это больница, может на западе такие и есть, у нас скорее был бы санаторий). За этой певицей ухаживает молодая медсестра, которая, мягко говоря, тоже могла бы лечь отдохнуть в каком-нибудь санатории. Бывшая дива весь спектакль только кривляется, т.к. нет голоса, а такие люди только через кривляние и могут выражать свои чувства, что естественно вызывает сочувствие. Но для меня крайне трудно в этом уловить актерскую игру, т.к. показ каких-то физических дефектов, а не естественной мимики, скрывает само существование актера на сцене. Не зря же в театральных институтах запрещают студентам играть физически больных людей. Поэтому ничего не могу сказать о Татьяне Мархель в этом спектакле - здесь я согласен, тончайшие нити искусства пока еще мне не доступны. И вот эта героиня что-то себе думает в каком-то мире живет, какую-то свою личную трагедию переживает и многое подстроено под этот внутренний мир, декорации, музыка, другие актеры и т.п. В общем, все пенсионеры, наслаждались именно печалью этой стареющей и уже никому не нужной женщины (подразумевая конечно, что и к ним также жизнь несправедлива). Вот ее осень, вот она пожелтела, оторвалась от ветки и уносится ветром в своих воспоминаниях и сожалениях о невозвратной молодости и т.д. и т.п. В общем, и весь спектакль, и вся предполагаемая идея. Здесь можно плакать и пузырить соплями. Старушка Европа аплодирует! К этому, практически весь спектакль что-то там себе бормочет медсестра по поводу этой тихой и счастливой старости, так сказать, создает усиление до пенсионерской боли этой грустной истории. А молодежь что ж? А ей наплевать! У них другие задачи, другая эстетика, другое видение мира. Куда катится мир? Как же эта наглая и некультурная молодежь не видит гениального спектакля? И тут откуда-то взялся совершенно чуждый элемент этому спектаклю, - который и есть собственно театр. Почему чуждый? Да потому, что если бы он предполагался, то второго акта не было бы! Второй акт - это пенсионеры в театре, а не театр о пенсионерах. Людмила Сидаркевич - умница!!! Несомненно, когда в театрах играют такие актрисы, такой театр с режиссерами заслуживает Госпремии. Эта была главная роль, не потому что там был большой текст, а потому, что единственно главным персонажем в спектакле "Женщина Бергмана" был образ медсестры. Вот она трагедия, вот он театр, получите пенсионеры в спину! Подумаешь, певичка голос потеряла, даже нет, голос потеряла действительно лучшая оперная певица в мире, - это ж настоящая трагедия для Западного мира, не то что даже просто оперного театра! Тут я согласен подразумеваемое событие для всех все-таки было - миллионные тиражи четко сработали с заголовками "Куда уходят кумиры?" А тут, какая-та прислуга, так полусумасшедшая, чуть культурная, вроде и не красивая и вроде как уже не молода. Ничего в жизни не имела, и ничего не увидит, т.к. вянет на сломанной весной ветке. Но есть главное - воля! Ничего не светит в жизни, откуда же воля? Не жажда жизни, а именно воля!

Про волю, жаль, ничего не успел сказать на обсуждении этого спектакля..


лягушка поделитесь кнопка Поделитесь ссылкой:

2 ответы :

Alexander
"Дерево" Крылова действительно интересно.
Я не знаток театра, но некоторые мысли о нашей бесполезной гонкой за западом и разнице между поколениями мне очень близки. Кстати, о поколениях я тоже немного порассуждал в последней посте своих "записок" (zegrachov.blogspot.com). Все-таки общество серьезно изменилось, но в какую сторону?... и что будет с ним дальше?...
Хозяин Лягушатника
Крылов - это вообще глыба. Советую также почитать притчи дервишей (погуглите), если не читали.

О про западный театр в Беларуси я счас напишу отдельную историю.
В какую бы сторону общество не изменялось, а ничто под солнцем не ново)))

Отправить комментарий