Свободный театр

21 сентября 2010

О свободе

В Беларуси существует такое явление, как "Свободный театр". Свободный от чего? Свободный где? Свободный как? Если честно, то в моей философии понятию "свобода" нет места. Для меня - это какая-та иллюзорная, надуманная идеология, ничего общего не имеющая с какими-либо объективными законами существования общества, эволюции природы, мироздания. Ничего свободного нет! Нигде нет свободы! Человек подчинен с самого раннего возраста природной среде обитания, культурному и технологическому уровню развития социума. Везде есть какие-то причины, предпосылки, условия, правила и т.д. и т.п. Можно лишь говорить о свободе от чего-то конкретного в каком-то определенном случае на какой-то промежуток времени. Свобода, свобода, свобода - нет ее, за каждой несвободой стоит другая несвобода. Свободы даже нет в том, какую несвободу считать более свободной. Всегда что-то часть какого-то целого и существует в рамках этого целого, вырваться - значит стать частью чего-то другого или перестать существовать. И только одним даром свободы обладает каждый человек - свободой воли (некоторые называют это свободой выбора - но я не совсем согласен, ибо тут игра каких-то приоритетов привнесенных извне). Свобода воли - это один из фундаментальных вопросов, который на протяжении многих тысячелетий будоражит умы философов, в том числе от Сократа до Шопенгауэра; все религии мира ставят эту тайну, чуть ли не в краеугольный камень богословия. Ведь о чем как не свободе воли (познание добра и зла, понимание хорошего и плохого, стремление к истине или лжи), в сокровенных наших мыслях, мы рассуждаем? И чем более мы можем так страшиться и ужасаться, как не бременем владения этой тяжкой ноши - свободной воли? Но я не собираюсь лезть в эти для меня непосильные дебри и нагружать философическими изысками. Я лишь хочу отметить, что свобода - понятие далеко не простое, как может показаться на первый взгляд и понимание ее как некой неограниченности - есть крайнее заблуждение. И то, что кто-то несет некую свободу - надо воспринимать как некий новый вид рабства: освобождение от одного, но привязанность к другому. Вроде того, как рабовладелец сменился феодалом, а последнего сменил буржуа. Но конечно, я не отрицаю положительную сторону развития этой цепочки. Но есть примеры того, как некие идеи свободы приносили еще большее рабство, деградацию. Вроде освобождения искусства от какой-либо идеологии не принесло нам видимых результатов, скорее утрату самого искусства и значимости в глазах общества. 
Свободный; театр; картинка; свобода
Свободный театр и свобода


Свободный театр

Итак, "Свободный театр" со времени своего создания позиционировал себя как театр, имеющий оппозиционную политическую окраску. За что собственно подвергался некому притеснению со стороны нынешней власти - в чем, признаюсь, никогда ему не сочувствовал. Ибо политика для меня как бобслеисту гандбол, конечно, приятно болеть за "наших", но не мой вид спорта. Скорее по этой причине я не сильно рвался посмотреть их спектакли вживую на стадионе, хватало телевизора (выложенных в интернете роликов). А тут у них недавно появился спектакль "New York' 79" и я загорелся желанием увидеть наконец-то воочию, т.к. по аннотации понял: гандболом, т.е. политикой там не пахнет. И действительно, как оказалось, это представление (все-таки спектаклем сложно назвать это "действие") было крайне лояльно к белорусскому политическому климату. Я бы даже отметил, что спектакль отличается редкой преданностью к взятому действующей власти официальному курсу. Тема загнивающего запада раскрыта на все сто миллионов процентов! Можно даже на почве "New York' 79" сделать агитку (только убрать для неподготовленной деревенской публики пару моментов - ибо вопиющая правда о западном мире может взбудоражить умы и вылиться в негодование на актеров) и колесить по родной стране. (Хотя в скором времени предполагается "Минск 2010", с чем наверняка можно будет поколесить по Западу.) Я не шучу, что это представление не является критикой белорусской власти и нынешнего Президента РБ - в этом мое алиби, если кому-то взбредет в голову обвинить меня… ну понятно в чем, механизмы защиты от не разделяющих "идеалы" свободы давно отточены. 

О прекрасном

Начну же с хорошего (о плохом театре я уже писал), ибо по всем западным правилам (вроде Дейл Карнеги популяризовал эту схему беседы) критику надо начинать с подчеркивания достоинства собеседника, а самые брутальные мысли оставлять на потом. Мне очень понравились условия, в которых работают актеры "Свободного театра", точнее не сами условия, а то что актеры и при таких условиях работают! Нет, конечно, так не должно быть, но на меня сильно подействовал факт того, что наперекор любым условиям: отсутствие сцены (ибо, что я видел - это просто маленькое помещение, благо крыша не протекает), материальной базы, какого-то эстетичного вида, как самого здания, так и прилегающей территории - что всегда предполагается в театре, даже авангардного со своими атрибутами, для настроя зрителя и т.д. В общем, всех начинающих актеров жаждущих истинной славы, которые не готовы в театре мыть полы, я бы водил туда на экскурсию и ставил бы в пример "Свободный театр"! Это вам не туда сюда пройтись по сцене с парой строчек текста и уже бунты устраивать, мол, гибнут таланты. Далее конечно удивляет организация. Ибо мотивировать людей и держать под какой-то идеей (именно идеей, не думаю, что решающую роль там играют зарплаты - сколько же это надо платить?) - тут, несомненно, организаторский талант. А мотивация там нужна не только из-за "творческих" условий, но и из-за отсутствия реальных перспектив (может они есть у "Свободного театра" на Западе, только дислоцируются они пока здесь). Вот только представить: захочет актер "Свободного театра" пойти сыграть какую-нибудь роль, которая по разным причинам ему может принадлежать, а его спросят, мол, а вы откуда? Из "Свободного театра", мы агитки по всему миру разыгрываем про тоталитарные страны, ну и в перерывах белорусских студентов отваживаем жить в этих тоталитарных странах. А им: не, не, не, у нас тут публика почтенная, пол зала чиновников только что из Дожинок приехали, остальная половина пенсионеров уже не помнящих, как сами бегали с агитками на Дожинках. И вот "Свободный театр", чувствуется, настроен идти до конца, до полной победы на президентских выборах - ибо победителей не судят, лично я обычно не имею такой плохой привычки, когда факт на лицо. Эту бы энергию да в другие театры, да на другую почву, где она бы имела другой вид! Ну и думаю достаточно о прекрасном, а то перехвалю. 

Агитки, театр, опера и балет

Я не буду рассказывать, что представление "New York' 79" было антихудожественным, что меня возмущали маты, сцены насилия, легкой эротики и прочей канализации. Во-первых, МИР ИЗМЕНИЛСЯ, и то, что лет десять назад могло восприниматься как какой-то эпатаж, культурный шок, претендующий на какую-то новизну и восхваленное каким-нибудь озабоченным бездарным молодым человеком, первым в СССР посмотревшим кассету какого-нибудь фильма в стиле Аля-трэш-арт-хаус, - сегодня видится по-другому. Наелись - меня не удивляет! Какое может быть возмущение, когда по телевизору и не такой трэш увидишь? Все это - грязнейшие штампы из знакомых уже всем кинофильмов. Лишь недоумение, что это еще пытаются называть театром (может театра не видели?). Подберите, наконец, подходящее слово, чтоб не путаться! Как, например, в драматургии некоторые тексты перестали называть пьесами, а просто драматические тексты. Вот слово "агитки" вместо "театра" мне нравится. Тогда все станет на свои места. Ты куда вечером пойдешь: в театр или в агитку? А не, в театр не пойду - там нынче актеры совсем заплесневели, да и профессиональной режиссуры нет. Пойду лучше в агитку - хорошо играют, да и текст выбрали актуальный! Поверьте, в этом случае, агиткам даже пойдет на пользу - вдруг потом разовьется в отдельное направление. Вроде того, как когда-то опера и балет отпочковались от драматического театра. Никто же из драмтеатра в оперу и балет не лезет и не порицает за несоответствие нормам, все живут по своим законам. 

Кладезь искусства

А то, что в агитке "New York' 79" не было никаких правил и признаков, по которым узнается театр, на этом нужно остановится. Отсутствие театра прежде узнается по наличию чернухи, нет, не только той, которая зовется порнухой, а чернуха в построении спектакля и игре актеров. Что-то вроде капустника, даже не в театре, а на театральном факультете, когда студенты сдали экзамен. Все-таки, как ни крути, а чернуха в кино строго, даже жесточайше, подчинена монтажу. Монтаж - царь и бог в кино - что при удачном раскладе может вылиться в хоть какой-то контролируемый поток сознания. А в "New York' 79" что объединяет, по каким законам построение? Возможно, у агиток есть свои моменты, не знаю, - я не изучал режиссуру агиток. Где учат? Ничего не могу сказать об идее и тому подобном в этом представлении - там не ведомые мне законы этого искусства. Далее об игре актеров. Вот уж кладезь актерской импровизации и самореализации. Пожалуй, не вспомню ни одного виденного мной спектакля, где бы я видел такое вопиющее несоответствие в игре у актеров. Один явно играл как актер представления. И кстати надо заметить, перевоплощение в образ развратной бабули у этого актера получилось очень удачным. Единственно положительный момент во всей агитке, притом, что я не совсем одобряю, когда женские роли играют мужчины (не та у нас театральная культура, да и вообще не одобряю гомосексуальную пропаганду). Здесь как-то вышло по-другому, если под этим образом подразумевать театральную пародию, которая в этой агитке явно не читалась. Остальные, из числа молодежи, что-то там пытались "переживать". Первое, что явно бросалось в глаза. Что этот бред невозможно переживать нормальному актеру, не то, что даже нормальному человеку. Действия никакого нет, на что можно было бы опереться в своих чувствах. А выдавливать из себя раба, да и чем? Короче, не знаю как в агитках, но в драматическом театре, существование актера на сцене не изучено напрочь! Это там может в Европе, не знают такого товарища, как господин Станиславский? А у нас в Беларуси актерское мастерство, слава богу, пока сплошь преподают Монаковы, Воронецкие, Кириченки и иже с ними! Но не буду далее продолжать… жалко ребят. Первое правило любого искусства (сколько же этих первых правил еще есть!): чтобы попрать какое-то правило, надо этим правилом владеть лучше всех! 

Все выше написанное имеет только одну цель. 

Мне интересно: куда ты плывешь крейсер "Аврора"? 

Приговор таков: развращение молодежи в двойне! За такое в советские годы расстреливали, потом в психбольницы сажали - не помогло. Может мое доброе слово поможет? Первое - осознанное развращение гнилой западной идеологией. Но почему бы не принести в Беларусь нормальные здоровые убеждения и ценности, которые есть на Западе? - я б расцеловал "Свободный театр". Второе - неосознанное развращение. Они думают, что играют в театре и доказывают это неокрепшим умам зрителей, которые также думают, что видят театр. Походите что ли по театрам. Вон можно на премьеру Занусси сходить в театр имени Горького - айда вместе. ))) 
Смайл, улыбаюсь, улыбка
Улыбаюсь


лягушка поделитесь кнопка Поделитесь ссылкой:

1 ответы :

Хозяин Лягушатника
Здравствуйте!
Спасибо, что вы подметили в 3 пункте и совершенно правильно. Только я имел ввиду XVII-XVIII века. Тогда все-таки опера ставила перед собою цель возрождения древнегреческого театра, где первую роль отводилась музыки, но осознала, что не укладывается в рамки обычного на то время театра. Так что мое "отпочковалась" - совершенно справедливо. Если хотите я могу согласится, что драматический театр отпочковался от оперы.)))

Раньше не только в оперном театре не было таких понятий, как "кусок" или "мизансцена", но в те времена и в драматическом театре их не было (по крайней мере осознанно). И в драматическом театре в эпоху Возрождения актер выходил на авансцену, отрабатывал свой номер(партию) и уходил.

Режиссура как таковая в драмтеатре появилась только в 19 веке. И до какого-то времени не было никакого понимания сквозного действия до появления Станиславского)))

Отправить комментарий