Фестиваль театров кукол – КВН и цирк

29 мая 2010

Прошу прощения у своих постоянных читателей, за кратковременное молчание. У меня были причины. Эта причина меня не оправдывает, но может частично объяснить мое поведение, тем людям, которые знают меня в реальной жизни (думаю, и они меня почитывают) и которым не понятно мое поведение. Я на месяц впал в крайнюю степень отчаяния - что есть всегда нехорошо с любой стороны. Отчаяние мое разрослось как-то незаметно для меня самого из какого-то внутреннего бунта против… я так и не понял против чего или кого. В итоге бунт этот обернулся против самого себя. Одно скажу, для меня слишком много простых вещей не поддается никакому осмыслению. Может, ответы на свои вопросы, стоило бы внимательнее поискать в театре? Заглянем!
Белорусский театр кукол Минск здание вид Тэатр лялек
Здание театра кукол г. Минск

Ваш театр - это КВН

С 24 по 30 мая в Минске проходит БЕЛОРУССКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ ТЕАТРОВ КУКОЛ. Я не то, что не люблю разные там фестивали, я их презираю. А театралов, участников и любителей фестивалей, со всем смаком называю фестивальщиками. И понятно, почему на этот симпозиум я не планировал попасть. Но все-таки случай привел меня к кассе Белорусского Театра Кукол, где я и поддался искушению еще раз убедиться, что искусство не там где шумно, а там где оно и должно быть. Именно там, куда я прихожу с семечками в кармане и где забываю, про эти самые семечки - есть что-то, что трогает мой внутренний мир.
Итак, купил билет на какой-то спектакль театра из Санкт-Петербурга. Признаюсь, немножко испытал какую-то провинциальную радость, что гляну из самой культурной столицы России. Вечером 26 мая подошел к началу, смотрю: кругом одни знатоки, критики и ярые театралы. А я даже пришел, не удосужившись заглянуть в билет и прочитать название. Про себя думаю: куда ты лезешь в этот прожженный культурой бомонд? Но как чувствовал, семечек не купил. Начало, весь во внимании. Честно, сразу не понял юмора, или я что-то перепутал и пришел не в тот театр (дело в том, что спектакли фестиваля шли сразу в нескольких театрах), или это какие-то изменения в афише фестиваля. Дело было в том, что хоть я даже и близко не считаю себя знатоком театра кукол, но какие-то стереотипы о том каким он должен быть еще остаются при всей моде на отрицание и попрание театра. И дело даже не в самих куклах. Просто ну не может зритель в театре так смеяться, как он в тот вечер смеялся! Сложно это объяснить, как сложно объяснить громадную разницу между гоголевским и задорновским смехом. Зал ржал и взрывался овациями. Я молчал и хмурился. И под конец понял, что Клуб Веселых и Находчивых настолько уже просочился и сросся с театром, что только не прожженный зритель может увидеть очевидную разницу в этих двух явлениях. Нет, я не выступаю против КВНа, я просто устал от этого. Устал от сальных шуток, хотя сам часто прибегаю к этому, устал от отсутствия в искусстве простой и наивной доброты, которая как выразилась народом в форме никому сегодня неизвестного фольклора, так и до сих пор не исчезла, устал от мыслей, что мое поколение абсолютно потеряно, и я вместе с ним, устал приходить в театр и никому не верить. Чемодан-дуэт "Квам" со своим представлением (но не спектаклем) был на высоте, отлично показались. Здесь спор может быть только в том, что рота почетного караула выполняет свои номера более четко и слажено. Или, например, что на каком-нибудь корпоративе или свадьбе подобное шоу имело бы оглушительный успех. Я вообще ничего плохого не хочу сказать про этих парней, наоборот, очень талантливые артисты с отличным выступлением. Им бы в команду Галустяна – они бы переплюнули "Нашу рашу". Только причем тут театр кукол? Видать, я слишком отстал от жизни и логику организаторов этого фестиваля мне не понять. Единственно, что меня в тот вечер поразило и обрадовало, так эта одна неожиданная мысль, в момент когда полный зал неистово аплодировал, а я, в одиночестве, сердито смотрел на сцену. Мысль эта вселила в меня просто фантастическую надежду на будущее театра. Вот в настоящее время КВН на своем пике популярности и делает свой продукт на оценку "отлично". Зритель любит КВН, как хороший продукт, не сомневается в нем и принимает таким как есть. В театре же чуть ли ни наоборот. Зритель постоянно недовольный, непонимающий и не воспринимающий, критикующий чуть ли не всех и вся. Некоторые приходят к выводу, что это зритель такой сегодня, который требует пошлятины, КВНщины, а настоящего искусства ему не понять и не принять и т.д. Нет! Дело не в зрителе, он тут совершенно не причем. Просто при всей порочности КВН сегодня выше театра наголову. Да! Театр не то, что опустился до уровня КВНа, он сегодня ниже. Нет у него художественного вкуса! Надежда же моя заключается в том, что вот если придет высокий театр, то зритель, несомненно, воспримет этот театр и восхитится им, каким бы не был при этом некультурным и необразованным сам зритель! Если покажет театр спектакль на оценку "отлично", то вот так же, а может и сильнее, как на этом КВНе, зритель будет взрываться овациями, хотя дело не в аплодисментах…

Ваш театр - это цирк!

С этой надеждой, решил обязательно сходить еще на какой-нибудь фестивальный спектакль. Так как я мельком получил хороший отзыв на "Антигону" Полтавского театра кукол, то доверился этому выбору. 28 мая заранее приехал, так как боялся, что не будет билетов. К моей удаче, билеты в кассе были в наличии. Времени до начала спектакля было достаточно, поэтому купил семечек, дабы убить время в ожидании. В городе пограничники праздновали свой профессиональный день, но интереснее было наблюдать за фестивальщиками шмыгающими туда-сюда. Некоторые театралы любят гулять после спектакля, а я наоборот до начала. Ничего не предвещало, что будет хороший спектакль, т.к. не хотелось заходить в помещение малой сцены театра им. Я. Купалы. Тем более после слов девушки, которая проверила у меня билетик: "Если на вашем месте кто-то сидит, то попросите встать". Мне действительно пришлось кого-то побеспокоить. Спектакль начался ужасно и отвратительно. Фестивальщиков было так много, а мест так мало, что я не знал на кого смотреть, толи на сцену, толи в зал, и кого слушать, толи фонограмму, толи из зала выкрикивающего театрала: "Ну, успокойтесь вы там". В общем, наконец-то, фестивальщики показали мне свое истинное лицо. А я ехидно вспоминал слова администрации Купаловского театра в байнете, купить мне билет желательно подороже (на другой спектакль). Никакой организации в среде бюрократов! Хотелось достать из кармана семечки и плевать на пол. Но я стерпел, ради других зрителей и как-то переборол себя, направил свое внимание на сцену. Там тоже шагал некто по имени Разброд и Шатание. Или это актеры не смогли найти в себе силы простить фестивальщиков, но скорее дело даже не в выше описанной ситуации, а в том, что из Софокла понаделали цирковые номера. А так как актеры кукольники вряд ли с такой кропотливостью отрабатывают свои номера, то и представление получилось с названием "Почти цирк". Но один цирковой номер меня так всколыхнул, ввел в такое напряжение, что я до сих пор под впечатлением. Это был по настоящему смертельный номер "Аля, русско-пожарная рулетка". Сколько уже к всеобщему сожалению трагедий случалось на подобных представлениях, но все равно хочется некоторым дать зрителю адреналиньчику. Сколько после человеческих жертв, поисков в воздухе виноватых и зароков не рисковать ради каких-то бездарных площадных забав. Но хочется удивить, чем? Знанием Софокла, осовремениваем "Антигоны", верой в доброе и вечное, детской наивностью? Какое там! Детской глупостью, и не знанием аксиомы: "Спички - детям не игрушка!" Кто позволяет этим детям играть со спичками? Где всем известные пожарные проверки, не дающие жизни безалаберности, со своими штрафами и запретами? Кто имеет право в театре заставлять меня, видевшего гору трупов, смотреть на крутящийся огонь в помещении три метра в ширину оббитого тканью и с битком набитым народом? Где тот театр, зрители которого уходили со спектаклей просто оттого, что актеры на сцене пили настоящий кофе? Где тот театр, который читал Софокла? Я плюнул и ушел из театра кукол кукольного театра!
Кукольный театр, театр кукол, скрытая рука
Кукольный театр в театре кукол

P.S. В ближайшую неделю постараюсь написать о том, почему я совершенно не расстроился, что меня в очередной раз отчислили из Белорусской Государственной Академии Искусств (БГАИ), потом найду три отличия и три сходства между театром и кино, также постараюсь выяснить, за что белорусский театр вместе с министерством культуры ненавидит простого зрителя - минские спектакли.


лягушка поделитесь кнопка Поделитесь ссылкой:

3 ответы :

хозяин Лягушатника
тест комментариев
хозяин Лягушатника
тест комментариев
хозяин Лягушатника
Прошу прощения у тех людей, которые ранее комментировали мой блог. По техническим причинам, ваши сообщения были по неосмотрительности мной утеряны при переходе на новую систему комментирования, которая надеюсь, будет более удобной для Вас.

Отправка комментария