Маскарад

11 апреля 2010

Театр Юного Зрителя последнее время у всех на слуху. Пишут о нем в газетах и обсуждают на форумах. В чем собственно дело я особо не интересовался, знаю лишь, что кто-то кого-то уволил и народ спорит о правоте тех или иных.

Маскарад

Смотря со стороны на эти перипетии, я лишь думаю, зачем, с какой целью, меня обычного зрителя, стороннего наблюдателя ставят в известность? Если для того, чтобы показать, как мир не справедлив, как часто в этом мире обижают вдов и стариков, как много в этом мире острых углов и непримиримых сторон, то я думаю, что не закулисье самая удачная площадка для этого, а как раз сцена, которой и обладает театр и ради которой и существует этот театр.  Если же таким способом кто-то пытается завлечь меня в театр, то это плохой способ. Я с удовольствием сегодня хожу в РТБД, в тот театр, который молчит своими передрягами - может они есть там, а может их нет, но я не знаю об этом, и знать не хочу! У меня одна потребность в театре - видеть сцену, и одно пожелание, когда я выхожу из театра, - быть какое-то время под художественным впечатлением от посещения театра. И вот это художественное впечатление подменяется чем-то другим, каким-то неприятным чувством, которое я не хотел бы испытывать и которое зависит не от одного меня. Ранее писал, что хожу в театр по Станиславскому, что театр начинается для меня с вешалки, что когда отрывают мне билет, я уже в театре, вдыхаю запахи, прислушиваюсь к шорохам, доверяюсь театральной атмосфере – иначе я ни на йоту не поверю актерам! Кто-то в театре думает иначе о зрителе? Вот, например, с каким чувством я боролся, когда смотрел "Маскарад"? С тем чувством, которое возникло у меня, когда я сидел в зрительном зале и ждал спектакля. А это была очередная сдача спектакля. Почему очередная? Что-то не получалось и вот попытались доделать, что-то замазать и все-таки дать жизнь этому творению. И это похвально. Но что со мной происходит, когда я вижу в театре футбольную группу поддержки с цветами? Я эти спектакли за километры чувствую! Когда шел на "Маскарад", я уже знал, что будут подобные маскарады. Но в данном случае, режиссерам-дебютантам простительно, особенно когда они подают какие-то признаки, только почему это поощряется остальными? Но да ладно, не в этом дело, и отмечаю все выше написанное, ради одного, чтобы побороть в себе эти концерты и освободиться от этого "театра".

Герой нашего времени

Михаил Юрьевич Лермонтов - Маскарад. Как звучит-то!!! Поэзия. Перед началом спектакля, а как я уже писал, это была очередная сдача, зав. по литературной части сделала публичное признание, мол, уже заранее согласны, не до конца понимаем Лермонтова, но может все-таки где-то в спектакле и проскочит что-то. Честно, мне вот все эти признания, заявления и объяснения до лампочки. Я уже в фойе знаю, понимаете вы Лермонтова или нет. Но одно меня поразило, что не ожидал, оказывается, литература, в наше время, еще для кого-то - может быть нечто святым, что или безмерно ненавидишь или беззаветно любишь. Пример такой ненависти был выражен у одного деятеля искусств начала 20 века, который сказал в сторону Гоголя: "Ты проклятый хохол все-таки победил Россию!" И вот как счас модно писать хвалебные оды каким-то удачным спектаклям на заведомо бездарную литературу, кричать о непринятии современной драматургии академическим театром и т.д. А вот признать, что там, да, там, что известно со школы, с чем мы свыклись, и что у нас уже от окаменевшего академизма вызывает, если не интерес, то всеми понятное отвращение, и что по сути уже никому не нужно и давно не понятно, так вот признать в этом большее, чем мы сегодня имеем, что там заложено такое сокровенное и т.д. - это одно лично у меня вызывает некое уважение к театру. Это уважение к слабейшему, который дабы защититься прибегает к помощи заведомо сильнейшего - и в этом нет ничего предосудительного. Конечно, потом возникают споры трактовки, понимания такой литературы, но как я рад таким дискуссиям, в сравнении с этими вообще непонятно откуда взятыми вопросами. Ну и что с того что Русский театр поставил Курейчика, даже пускай он поставил его великолепно? А вот Театр Юного Зрителя не смог поставить Лермонтова, не взял это маленький ущербный театр эту высоту! Не смог, хотел прыгнуть выше головы, и не получилось у него - упал, на камни или траву - путь журналюги разбираются. А вот театр им. Горького - тот да, в полном великолепии шагнул на выложенную бархатом ступеньку. И это я, зритель, об этом должен писать, тот который должен приходить в театр и в священном благоговении внимать Литературу, а не околопорнографические фильмы! Да увидит зрячий и услышит знающий, и тогда пройдутся по нашим костям поэты...

Сразу же скажу, что было в этом спектакле удачного, дабы потом со спокойной совестью топором разрубить "Маскарад". Был там Печорин! Искали ли его в ТЮЗе, или он сам там подошел - не знаю, только в одном эпизоде он спокойно прошелся по сцене и со свойственным ему призрением к этому маскараду в молчании удалился прочь. Если кто у меня спросит, простите, а откуда там Печорин, это же из другой пьесы. Так я отвечу, что у Лермонтова была, к сожалению, только одна пьеса "Печорин", до другой он не дожил, да и мог ли, да и не знал ли. Так вот в "Маскараде" Печорин, под псевдонимом Арбенин, как оказалось, не поехал служить в армии на Кавказ, не искала его кровь  горячая холодной пули, не тяготился он близостью страстной чеченки, не имел он благородных товарищей и наставников, и много другого Печорин был лишен. Взамен же это, наш герой в азарте и неистовстве кутил, играл и проигрывал, знал многих женщин, в ощущениях свой актуальной уникальности прожигал жизнь. В этом Печорине из "Маскарада" Лермонтов так видел сегодняшнюю жизнь, что всем вместе взятым глянцевым и новомодным драматургом он может дать сто очков вперед. Но не об этом речь - это все поверхность, о которой только и разговоров у бездарных зрителей. Не этим силен Михаил Юрьевич, не какой-то современностью, раскрытием каких-то проблем и тому подобному - здесь мутить не буду, а вот ТЮЗ, я так думаю, конечно, только тут и пытался. Так вот, когда я попытался заглянуть туда, в эту драму, трагедию не состоявшего героя, наделенного и сильным духом, и бесстрашием, и умом, и т.д., то я даже как-то испугался не Печорина, а Лермонтова. Какой дух водил его рукой? И даже как-то обрадовался, что в театре, где основную массу зрителей составляют подростки, в этом произведении дальше поверхности не пошли, или не смогли в чем они признались. Далее стоит посмотреть на ТЮЗ с другой стороны, со стороны не сформировавшегося зрителя, что будет на примере моего посещения спектакля Лиса и виноград. А про Лермонтова, все же сказу, что скорее всего в "Маскараде" есть и добрая сторона, только ее можно увидеть с большей высоты, чем я летаю, - не дорос я до такого.
театральная афиша ТЮЗ спектакля Маскарад Лермонтов
Афиша "Маскарад"
фото афиши "Маскарад" взято сайт театра ТЮЗ (beltuz.by)


лягушка поделитесь кнопка Поделитесь ссылкой:

0 ответы :

Отправить комментарий